wikipedia.org
Это отчасти личное. Ким Ки Дук (в другой транскрипции Ким Гидок) не был среди моих любимых режиссеров, его нет среди тех, на чьих фильмах я вырос, но он из тех, с кем я входил в профессию. Тогда, 20 лет назад, про него непременно надо было написать два ключевых слова: «жестоко» и «красиво». Оба чаще всего с эпитетом «очень». Это был трейд-марк – смесь ультранасилия и так же сшибающего с ног сантимента. В обиход входил штамп «азиатский экстрим».
Самородок Ким, не получивший никакого специального образования, был этим экстримом в полный рост. Рядом стоял разве что бешеный японец Такаси Миике, другие корейские звезды (Пак Чхан Ук, Ли Чхан Дон, Хон Сан Су, Пон Джун Хо) взошли в западном полушарии позже. Нельзя сказать, что с тех пор мы стали лучше знать и понимать их страну и их кино. Даже с именами всю дорогу были проблемы: склонять – не склонять, писать слитно, раздельно или через дефис: поиск выдает и Кима Кидока, и Ким Ки-дука; поэтому я напишу как при первом знакомстве – и фамилию Ким склонять тоже не буду – Ким Ки Дук. Хотя вру: мы к ним все же привыкли, оценивали с видом знатоков. Эстеты объявили Ким Ки Дука номенклатурой и экзотикой на экспорт, потом он попал под обстрел «новой этики». Не успев стать классиком, радикальный корейский автор, призер Венеции, Канн и Берлина оказался героем вчерашнего дня и лучшим другом ММКФ: в начале нулевых его приглашение в Москву казалось прорывом, в 2010-е воспринималось скорее с усмешкой. Говорят, на родине его сперва не очень-то привечали, потом чествовали за победу в Венеции, потом снова охладели. Последний фильм он снял в Казахстане, весть о смерти (от осложнений коронавирусной инфекции) пришла из Латвии.