Ким Ки Дук

Ким Ки Дук

wikipedia.org

Это отчасти личное. Ким Ки Дук (в другой транскрипции Ким Гидок) не был среди моих любимых режиссеров, его нет среди тех, на чьих фильмах я вырос, но он из тех, с кем я входил в профессию. Тогда, 20 лет назад, про него непременно надо было написать два ключевых слова: «жестоко» и «красиво». Оба чаще всего с эпитетом «очень». Это был трейд-марк – смесь ультранасилия и так же сшибающего с ног сантимента. В обиход входил штамп «азиатский экстрим».

Самородок Ким, не получивший никакого специального образования, был этим экстримом в полный рост. Рядом стоял разве что бешеный японец Такаси Миике, другие корейские звезды (Пак Чхан Ук, Ли Чхан Дон, Хон Сан Су, Пон Джун Хо) взошли в западном полушарии позже. Нельзя сказать, что с тех пор мы стали лучше знать и понимать их страну и их кино. Даже с именами всю дорогу были проблемы: склонять – не склонять, писать слитно, раздельно или через дефис: поиск выдает и Кима Кидока, и Ким Ки-дука; поэтому я напишу как при первом знакомстве – и фамилию Ким склонять тоже не буду – Ким Ки Дук. Хотя вру: мы к ним все же привыкли, оценивали с видом знатоков. Эстеты объявили Ким Ки Дука номенклатурой и экзотикой на экспорт, потом он попал под обстрел «новой этики». Не успев стать классиком, радикальный корейский автор, призер Венеции, Канн и Берлина оказался героем вчерашнего дня и лучшим другом ММКФ: в начале нулевых его приглашение в Москву казалось прорывом, в 2010-е воспринималось скорее с усмешкой. Говорят, на родине его сперва не очень-то привечали, потом чествовали за победу в Венеции, потом снова охладели. Последний фильм он снял в Казахстане, весть о смерти (от осложнений коронавирусной инфекции) пришла из Латвии.