Шаги командора | Ох, нелегкая это работа – из болота тащить бегемота | Чего писать? И так все ясно
Появление предвыборной программы Дмитрия Медведева в виде очередного доклада «Инсора» под названием «Обретение будущего. Стратегия 2012» вызревало уже давно. Примерно с осени прошлого года. Оно буквально носилось в воздухе и ощущалось в каждом дуновении политических ветров. Вокруг президента разворачивалась такая интеллектуальная активность, что рано или поздно дело должно было завершиться чем-то подобным инсоровскому тексту.

ШАГИ КОМАНДОРА


Будоражить спящего избирателя начала пресс-секретарь президента Наталья Тимакова в сентябре 2010 года, то есть в годовщину появления известной статьи «Россия вперед!». «Одного президентского срока недостаточно для решения модернизационных задач, поставленных Дмитрием Медведевым год назад», – заявила она, прозрачно намекнув тем самым на необходимость переизбрания своего шефа в марте 2012 года.
Ровно через три месяца помощник президента Аркадий Дворкович, отказавшись от тактики намеков, рубанул правду-матку в интервью британской телекомпании BBC. Он заметил, что Медведев не исключает возможности участия в выборах и определенно хочет остаться на второй срок.
Несмотря на безусловную определенность этих откровений, некоторое время оставался неясным вопрос о том, поинтересовались ли Тимакова, Дворкович и Медведев мнением Путина на этот счет. Наконец, сомнения публики рассеял Глеб Павловский, заверивший нас в начале этого месяца, что Медведев выдвинется на второй срок, а Путин его поддержит. Павловский заметил, что он твердо в этом уверен, поскольку и в кремлевской администрации, и в Белом доме «по умолчанию» исходят из этого варианта. Все другие сценарии будут непонятны избирателю и политически деструктивны.
Сразу после того, как избиратель узнал, что ему будут непонятны все другие сценарии, кроме выдвижения Медведева, «Независимая газета» отметила, что и Вашингтон антимедведевские сценарии не порадуют. Согласно некоему источнику в Государственной Думе вице-президент США Джо Байден приезжал к нам, мол, для того, чтобы продемонстрировать поддержку Западом выдвижения именно Медведева, а не кого-либо иного.
В общем, после столь внушительной «артподготовки», прояснившей позицию Дмитрия Медведева, говорящего устами Дворковича, Джо Байдена, говорящего устами источника в нашей Думе, и рядового российского избирателя, говорящего устами Павловского, осталось только представить конкретную президентскую программу. Что, собственно, и сделал «Инсор».
С сентября по март Медведев приближался ко второму президентскому сроку каменной поступью командора, и эхо его шагов разносилось по всем СМИ, будоража неокрепшие умы российской политической элиты и столь же неокрепшие капиталы элиты деловой. Единственный человек, который в этой связи не взбудоражился, был сам Медведев, продолжающий придерживаться позиции: мы с Путиным посоветуемся и когда надо решим. Создается впечатление, что все борцы за светлое медведевское будущее действуют не как официально уполномоченные на программы, заявления и разъяснения лица, а как инсургенты, ведущие боевые действия по собственной инициативе.
ОХ, НЕЛЕГКАЯ ЭТО РАБОТА – ИЗ БОЛОТА ТАЩИТЬ БЕГЕМОТА
В общем, если и впрямь Дмитрий Анатольевич пойдет на второй срок, в ходе которого спасет Россию от ресурсного проклятия, международного терроризма и перехода на зимнее время, благодарные потомки поставят на Красной площади возле Минина и Пожарского скульптурную композицию «Прогрессивная общественность призывает Медведева на царство». Выглядеть это будет примерно так. Дворкович тянет его за правую руку, Павловский за левую, мощный «Инсор» с лицом Юргенса подпирает сзади, а Тимакова с разорванными цепями символизирует свободу, которая, согласно крылатой фразе гаранта, лучше, чем несвобода. На барельефах, размещенных по четырем сторонам пьедестала, предстанут благодарный, незакошмаренный бизнес, цветущая блогосфера, Байден, подносящий Медведеву прогрессивные институты, и Вексельберг с миниатюрной моделью наукограда «Сколково».
Впрочем, если вернуться назад из светлого будущего, то глазам предстанет грустная картина, вызывающая ассоциации не с Мининым, поднимающим Пожарского на великие дела, а со стихотворением Корнея Чуковского «Телефон», заканчивающимся, как известно, сетованием на то, что «нелегкая это работа – из болота тащить бегемота». Невероятное промедведевское возбуждение нашей прогрессивной общественности резко контрастирует с реальными делами, совершенными президентом России за три года пребывания на своем посту. Создается ощущение, что страна живет в одном мире, а фигуры, особо приближенные к «телу», – совершенно в ином. Чем меньше делает Медведев на практике, тем больше говорится о том, сколь прекрасные творения Дмитрий Анатольевич мог бы совершить, останься он в Кремле еще на шесть лет.
Забавно, что вокруг программы «Инсора», которую никто никогда не станет реализовывать, уже начала завязываться дискуссия. Сомнения в реалистичности предлагаемой политической модернизации выразили представители «Единой России» с помощью таинственной фразы «Инсор» говорит о России без прошлого, а значит и без будущего». Этот комментарий также весьма ярко отразил гениальные предвиденья Корнея Чуковского:
А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите, медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только «му» да «му»,
А к чему, почему –
Не пойму!

Рискну предположить, что скоро в полемику вступят представители служб безопасности и правоохранительных органов, ведущих бескомпромиссную борьбу с олигархами всех мастей. На этот счет у Чуковского тоже есть ценные замечания:
А потом позвонили цапли:
– Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

Сам бизнес вряд ли отреагирует на программу «Инсора». В теоретические споры он у нас не вдается, а занимается практическими делами при любых программах и президентах. Выглядит это (согласно Чуковскому) обычно так:
А потом позвонил
Крокодил
И со слезами просил:
– Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
– Постой, не тебе ли
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
– Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждем, не дождемся,
Когда же ты снова пришлешь
К нашему ужину
Дюжину
Новых и сладких калош!

Кто скажет, что это детский стишок, а не описание механизма бюджетного финансирования строительства объектов сочинской олимпиады, пусть первый бросит в меня камень.
ЧЕГО ПИСАТЬ? И ТАК ВСЕ ЯСНО
Прошу прощения у читателя, что я, обратившись к программе «Инсора», перешел, в конечном счете, на комментирование Корнея Чуковского. Начиная писать статью, я сам не предполагал так ее закончить. Но неожиданно оказалось, что «Телефон» несколько актуальнее «Инсора». Или, точнее, художественная форма в творениях Чуковского больше стимулирует отклик, чем художественная форма в творениях Юргенса сотоварищи.
Ситуация с программой «Инсора» напоминает старый советский анекдот, когда мужик разбрасывал на Красной площади листовки, в которых ничего не было написано, а на недоуменные вопросы отвечал: «Чего писать, и так все ясно».
В принципе, «Инсор» мог бы вместо трехсот с лишним страниц текста опубликовать чистые листы, поскольку российским читателям за исключением «медведей» и так все более-менее ясно. Неясность существует не в вопросе о том, каким должно быть будущее, а в вопросе о том, как конкретно оно будет нами обретаться.
Понятно, что не с помощью написания программ для Медведева. Ему они не очень-то нужны. Но кому в действительности нужно будущее? Каким группам общества? Каким социальным слоям? И какие механизмы можно реально использовать для модернизации в условиях, когда власть настроена на консервацию? Что говорит об этом мировой опыт?
Дискуссия на эту тему могла бы быть и впрямь интересной. Но она пока еще толком не начиналась, несмотря на усилия, которые сотни ученых прикладывают к написанию разного рода программ.