Иллюстрация: © GettyImages/Fotobank.ru


10 персональных роботов, в которых мы верим

#LIKE-TOP#

Настоящим успехом будут пользоваться вовсе не те роботы, которых показывают в кино. Мы выбрали робототехнические проекты, нашедшие себя, и изучили тренды, которые за ними стоят

На рынке робототехники происходит что-то, чему пока не могут дать определение даже сами его участники — ученые, изобретатели, разработчики, маркетологи, инвесторы. Новости о презентациях новых роботов всех мастей появляются в лентах техноблогов ежедневно. Роботы — такая же обыденная часть информационной повестки дня современного человека, как гаджеты, игры и социальные сети. Может сложиться впечатление, что будущее уже наступило, нас в него взяли, и сейчас дружелюбный андроид, похлопав тебя по плечу, принесет только что сваренный кофе и развесит одежду в гардеробе. Эксперты говорят о том, что на рынке наступил период early adopters. Но многих ли таких ранних пользователей роботов вы встречали лично?

То, что происходит на рынке робототехники сейчас, корректнее назвать эпохой самоопределения. Стартапы и корпорации буквально на наших глазах пытаются ответить на просто сформулированный, но сложный, по сути, вопрос: «Что такое робот?». А то, что мы видим в новостях — попытка привлечь нас к решению этой задачки.

Мы отобрали 10 персональных роботов, которые, как нам кажется, уже вырвались или могут вырваться за пределы этой зоны неопределенности. Они очень разные: в списке нашлось место и для мойщика окон, и для айфона на колесиках, и для роботов, уже продающихся на рынке, и для проектов, контуры которых только-только сложились в головах у изобретателей, и для разработок больших корпораций, и для стартапов, собирающих деньги на Kickstarter.

Мы постарались выбирать, ориентируясь не столько на коммерческий и медийный успех проектов (хотя в десятке есть и признанные хиты), сколько на их истории и идеологию. Каждый из десяти случаев — не просто сочетание идей, механизмов и бизнес-моделей, а отдельный тренд. Если к этим трендам внимательно присмотреться, становится понятно, что роботы сегодня и роботы завтра — это не совсем то, что мы себе обычно представляем.

RobotsLab BOX Winbot Human Support Robot Toyota Aida Robot Romo Kubi Origami Momentum Machines Synergy Swan Auto Mee S

RobotsLab BOX. Роботы-воспитатели

Сайт Видео Страна Год рождения Цена
США 2012 $3 500

Бизнес основателя RobotAppStore Элада Инбара держится на его глубоком убеждении, что бум массовых дешевых роботов не за горами. Тогда его магазин, как Apple AppStore или Google Play, будет отгружать сотни тысяч платных и бесплатных приложений — только не для смартфонов и планшетов, а для персональных роботов. Хотите, чтобы ваш робот-пылесос заглушал собственный гул подборкой любимых мелодий из Spotify, робот-ассистент развлекал гостей танцами народов мира, а квадрокоптер поливал клумбы — вам в RobotAppStore.Но это картина будущего. Пока в магазине Инбара продаются приложения для нескольких десятков роботов, из них более или менее широко известны девять. Топовый список невелик; его, признает создатель RobotAppStore, точно не хватает, чтобы проект расправил плечи и стал основой глобальной экосистемы.Сидеть и ждать у моря погода Инбар не собирается. Его второй проект — RobotsLab BOX — эффектная попытка убить сразу двух зайцев: сделать что-то полезное для прикладной робототехники, а заодно приучить к роботам тех, кто будет использовать их как повседневный инструмент, а возможно, и создавать, через 15–20 лет.RobotsLab BOX — это инструментальная коробка для средних классов школ, в которой четыре компактных робота: робот-манипулятор, модульный двухколесник, робот-мяч и квадрокоптер. А также планшет с функцией пульта дистанционного управления и софт — приложения и программы, которые необходимы преподавателям для организации учебного процесса. По идее, роботов можно использовать как для преподавания в игровой форме алгебры, геометрии или физики, так и для обучения азам робототехники. Стандартный комплект стоит $3500.RobotsLab BOX оказался воплощением давней идеи Родни Брукса, одного из главных авторитетов современного мира роботов (cм. интервью). Брукс еще семь лет назад в своей книге Flesh and Machines: How Robots Will Change Us предполагал, что основы массовой робототехники будут закладываться в школах, а не в научных и корпоративных лабораториях. К роботам, уверен Брукс, надо приучать с детства — а настоящий прорыв в этой области совершат те, кто впервые познакомился с основой робототехники еще в начальных классах: «Если мы хотим, чтобы мир роботов стал реальностью и эта реальность нас не разочаровала, то робототехника должна быть не просто одним из направлений промышленного производства, а еще и обычным школьным предметом. Роботы не в меньшей мере теория и культура, чем практика и производство».Инбар с этим согласен и отмечает в интервью Slon: «Настоящее поколение робототехников сейчас только поступило в школы. Сегодня мы все — и изобретатели, и первые пользователи роботов — просто небольшая фокус-группа, выбирающая лучшее для наших детей».Действительно, если уж ждать появления персональных роботов, которые разойдутся миллионными тиражами, повторив успех роботов-пылесосов, то почему бы не в системе образования? Все слагаемые потенциального успеха в наличии: государственные бюджеты, способные дотировать производство на пока еще трудном для заработка рынке, миллионы пользователей, образовательные стандарты, регулирующие и задающие спрос, пытливые умы учеников — будущих покупателей коммерческих моделей, к которым их приучили с самого детства.

Winbot. Самая неприятная задача

Сайт Страна Год рождения Цена
Китай 2012 $399

Идея фикс — перевернуть рынок роботов мойщиков окон — появилась у основателя и главы гонконгской компании Ecovacs Robotics Ника Сэвэндиана два года назад. К тому времени Ecovacs уже давно специализировалась на роботах-пылесосах, хорошо чувствовала себя на родном китайском и европейском рынках, но никак не могла совершить прорыв в США. На американском рынке господство захватил iRobot — компания, ставшая чуть ли не главным наглядным символом успеха в робототехнике последнего десятилетия.Ecovacs использует привычную для гонконгских производителей бизнес-модель: продукт не сильно отличается по техническим характеристикам от более известных аналогов, но компания демпингует за счет минимальных вложений в маркетинг и дизайн. Пылесосы китайской компании не такие красивые, как у конкурентов, похожи на дешевые бытовые приборы и уж точно никак не ассоциируются с будущим робототехники. Зато прекрасно воспринимаются домохозяйками, которые видят в них логичное продолжение своего повседневного арсенала.«Чем незаметней робот, тем больше у него шансов стать лучшим помощником человека», — говорит Сэвэндиан в одном из интервью. Хотя в случае с мойщиками этот принцип точно не мог стать главным конкурентным преимуществом: для успеха нужен был в первую очередь технический прорыв, а не правильное ценовое позиционирование. Разрабатывая Winbot, в Ecovacs ориентировались на опросы европейского среднего класса, показывающие, что мытье окон — «самая неприятная, неудобная и сложная бытовая задача, которая стоит перед участниками домохозяйств». Спрос, конечно, анализировали не только в Ecovacs. Роботов-мойщиков предлагают, скажем, корейские разработчики (Windoro, Ilshim Global), но для их массового распространения не хватало, как называет это Сэвэндиан, преодоления «порога простоты».Первые модели Winbot, как и продающиеся сейчас роботы-мойщики окон от других производителей, работали по следующему принципу: это двухсторонние приборы, которые крепятся на окно изнутри и снаружи с помощью магнитов, притягивающих к себе обе половины устройства. У этой модели как минимум две проблемы. Во-первых, их надежность сильно зависит от толщины стекла (чем толще стекло, тем меньше гарантии, что устройство удержится на окне; в Корее использование роботов такой модели даже оказалось на грани запрета, так как мойщики пару раз буквально падали на головы прохожим). Во-вторых, такая конфигурация увеличивала конечную стоимость робота, а значит, массовым он стать не мог.В Ecovacs решили, что прежде чем выводить Winbot на американский рынок, нужно что-то принципиально поменять, и впервые за свою историю инвестировали в инновационные разработки. Стояла задача: создать вакуумную присоску способную удерживать прибор на стекле в движении. Полтора года экспериментов — и новый вакуумный Winbot за $350 (на 50% дешевле, чем у конкурентов) был представлен публике на недавней CES 2013. Робот присасывается к стеклу, анализирует поверхность окна, задавая траекторию, моет и сушит его, а затем легко отсоединяется вручную.Consumer Reports признала присасывающий механизм робота прорывом в клининговой робототехнике, хотя и отметила, что Winbot надо работать над скоростями. На один квадратный фут простой стеклянной поверхности со средним загрязнением Winbot тратит около 30 секунд, тогда как человеку на мойку такой площади потребовалось бы не более 10–15. В любом случае разработка Ecovacs лишний раз доказывает, что на этом рынке не достает простых, казалось бы, решений и что инновации в робототехнике нужны сейчас на уровне деталей, а не на уровне систем.

Human Support Robot Toyota. Не надо андроидов!

Сайт Страна Год рождения Цена
Япония 2012 нет в продаже

Профессор кафедры информатики Стэнфордского университета Гари Брадски, выступая недавно на робототехнической конференции «Сколково», критиковал крупные корпорации за их «фантазийный» подход к роботам и заигрывание с публикой: «Например, посмотрите на японских гигантов — у них есть все, чтобы взорвать рынок бытовой робототехники, а они продолжают экспериментировать с красивыми андроидами».Самый яркий пример — сверхпопулярный робот-андроид Asima, которого уже много лет разрабатывает и улучшает компания Honda. «Спросите даже у продвинутых в технических новинках японцев — что такое робот? Asima, — ответят они, возмущался Брадски. — Хотя, при всем уважении к японским разработчикам, этот 130-сантиметровый красавец с 57 степенями свободы не станет вашим любимым личным помощником в ближайшие 20 лет. Слишком много дизайна и фантазий, слишком мало специализации и приземленности».От Toyota, у которой есть программа Partner Robot, тоже не ждали практических прорывов. Но осенью прошлого года компания продемонстрировала проект Human Support Robot (HSR), доказывающий, что и крупные корпорации умеют мыслить приземленно. Toyota прямо заявила, что перестроила технологическую цепочку: разработчики в этот раз отталкивались не от универсальных возможностей робота-ассистента, а от четких, прописанных международными социальными стандартами, задач профессиональных сиделок.Получилось что-то похожее на правду. HSR должен помогать инвалидам и пожилым людям по дому. Его длина меняется в зависимости от обстоятельств (от 80 до 130 см); он занимает всего лишь 37 см по ширине (когда руки прижимаются к корпусу); у него есть две руки длиной 76 см; он умеет открывать и закрывать шторы, убирать в комнате, удерживать двумя пальцами предметы весом до 2,6 кг, а также поднимать их с пола или доставать с высоких полок.Робота можно научить открывать охлаждающий контейнер, определять нужное по графику лекарство и привозить его пациенту: идентификация людей и объектов происходит с помощью сенсора Microsoft Kinect и двух камер. Управляется HSR с помощью простого графического интерфейса на планшетном компьютере. А в верхней части головы этого робота есть док-станция для подключения еще одного планшета: так владелец может общаться со своими опекунами или родственниками по видеосвязи через Skype или похожие сервисы.Сейчас Toyota тестирует HSR в Реабилитационном центре Йокогамы, и пациенты уже делают свои замечания, которые публикуются на сайте больницы. Вот характерный: «Он привозил лекарства трижды, ровно по расписанию, но один раз я спала. Сиделки обычно ждали еще 30 минут и, чтобы не нарушать график, будили меня только в том случае, если я не просыпалась еще 30 минут. Робот, к сожалению, не умеет ценить сон пациента и сразу же разбудил меня своими призывными трелями. Учтите это в дальнейших обновлениях!»Главный вопрос — пока цена. В Toyota уверяют, что минимизировали стоимость разработки и комплектующих до предела, но пока HSR не может стоить меньше $4000 (без планшетов). Впрочем, 90% цены HSR уже покрывается стандартной японской страховкой. Так что в самой Японии для робота-сиделки уже готова вполне реальная бизнес-модель.

Aida Robot. Внутренний робот

Сайт Видео Страна Год рождения Цена
США 2011 нет в продаже

У Personal Robots Group при медиалаборатории MIT больше 20 разных проектов. В основном это остроумные концепты либо самих роботов, либо технологий, которые могли бы стать основой робототехнических моделей. Глава группы Синтия Бризил в интервью Slate говорит, что для MIT в этой сфере важнее нащупать приметы будущего, чем обогащать настоящее действующими проектами. «Мы все слишком торопимся, — уверена она. — Мир роботов близко, но еще не наступил. Складывается впечатление, что мы их навязываем друг другу, убеждая себя, что нас уже взяли в будущее».У этого взгляда на мир робототехники много сторонников и столько же противников. Рэй Курцвейл, курирующий сейчас в Google разработки, связанные с искусственным интеллектом, наоборот, считает, что вся проблема современной робототехники — в излишней осторожности. «Нужен смелый шаг. Рассуждать о будущем я умею не хуже других, но в какой-то момент свои рассуждения я хочу потрогать. Именно с этой целью я пришел в Google», — говорил футуролог в интервью.Когда у Бризил спрашивают, какой из концептов Personal Robots Group ей кажется самым близким к реальности, она называет Aida Robot. И поясняет: это, в общем, единственный робот, разработанный ее группой, который нравится всем без исключения — и строгим коллегам, и фокус-группам, и потенциальным партнерам-автопроизводителям. Тут робототехник MIT противоречит себе: получается, настоящее ее команде тоже вполне подвластно.Название Aida расшифровывается как Affective Intelligent Driving Agent. Это персональный дорожный ассистент, над которым ученые MIT работают совместно с Volkswagen и Audi. Прототип Aida появился еще четыре года назад, а в этом году разработчики совместно с автопроизводителем надеются выпустить его на свободный рынок. Внешне робот получился немного игрушечным: робоподобная голова с мимическими эффектами, чем-то, как принято, напоминающая героиню мультфильма «Валли», торчит из приборной панели авто и транслирует водителю все, на что способны сегодня персонализированные справочные и навигационные устройства. Это и навигатор, и встроенный планшет, и органайзер, и личный помощник.Робот, по замыслу разработчиков, анализирует и запоминает привычки водителя, стиль вождения, исследует маршруты, которыми чаще всего он ездит и дает советы по ходу движения. Он сможет побеседовать с водителем, деликатно напомнить тому, что он не пристегнулся, или сообщить, что автомобиль едет слишком быстро.Кому это нужно и не слишком ли это навязчиво? Разработчики сразу отвечают на два самых частых упрека: степень вмешательства Aida в жизнь водителя можно легко регулировать, а смешная голова робота, отпугивающая многих, — лишь маркетинговый вариант интерфейса, который будет меняться в зависимости от модификаций и предпочтений водителя.Для разработчиков MIT сейчас намного важнее оценить потенциал «внутреннего робота» — системы, опоясывающей всю машину, от радиаторной решетки до выхлопной трубы. В центральный компьютер Aida стекаются данные многочисленных сенсоров, камеры заднего вида и систем диагностики, расположенных под капотом. И в чем точно сейчас уверены создатели Aida — это в том, что производить робототехнические системы и конечные интерфейсы будут разные компании. Разработчики «внутренних роботов» не должны думать о дизайне и отталкиваться от него.

Romo. Поколение айфона

Сайт Страна Год рождения Цена
США 2012 $149

К Romo — 150-долларовой колесной док-станции для iPhone, которая реагирует на движения человека и выполняет несложные команды, — принято относиться с иронией. Робот для детей и хипстеров. Деньги на него собрали на модном Kickstarter. У него красивый, совершенно эппловский дизайн. Он управляется со смартфона. У него есть анимационные глаза и большой рот. Он эмоционален, распознает присутствие людей и расстраивается, когда они уходят. Его можно запрограммировать до бесконечности повторять определенный маршрут, изобразив путь пальцем на экране. Кажется, бесполезная штука, развлекательный гаджет, примочка для айфона.Правда, смеются над Romo и ее создателями, компанией Romotive, не все. Например, Скайлар Тиббитс, основатель лаборатории Self-Assembly (разрабатывает концепцию 4D-печати), комментируя презентацию Romo, заявил, что перед нами оптимальная бизнес-модель: «Смартфоны, дизайн, краудфандинг — вот что сделает роботов доступными и массовыми».Исполнительный директор Romotive Келлер Ринаудо в своем выступлении на TED мысль эту поддержал и выступил с настоящим манифестом о роботах поколения айфона. Стоит привести его полностью.«Мы стараемся сделать так, чтобы люди захотели приручить робота. Домашний робот должен олицетворять ваше воображение. Воображение, каким бы живым оно ни было, всегда апеллирует к нашему опыту. Психологи говорят, что если мы ярко представляем что-то из другой реальности, то это что-то мы с большой вероятностью уже где-то видели и просто наделяем его дополнительными, более привлекательными чертами.Роботы не смогут вырваться за пределы наших устойчивых практик. Мы уже знаем, что такое хороший дизайн; наши глаза, наши руки, наши мозги привыкли к нему, этот дизайн в нашей памяти. Мы отличаем хороший интерфейс от плохого — потому что интерфейсы повсюду, а многие из нас имеют с ними дело почти каждую минуту с перерывом на сон. Мы знаем, чего ждать от компьютерных и мобильных сервисов, — многие из них за последние годы сильно упростили нашу жизнь.Роботы станут продолжением этого мира, а часто — лишь разумным дополнением к нему. Посмотрите на ваши айфоны — это роботы первого поколения. Они умны, как роботы, которых мы любим представлять себе в нашем воображении, хотя многого не умеют. Но дайте айфону руки — и он донесет вас домой после бурной вечеринки. Разрабатывая Romo, мы отталкивались именно от этой простой идеи.Развлекательный формат и простота робота определялись исключительно нашими финансовыми возможностями, более сложная функциональность требовала другого уровня инвестиций. С другой стороны, реальность — это то, что за что мы можем платить сейчас. Коллективные инвестиции на Kickstarter наглядно показали, что такой робот нужен. А вот нужны ли сегодня более сложные роботы и готовы ли мы за них платить — большой вопрос».

Kubi. Интеграция в повседневность

Сайт Видео Страна Год рождения Цена
США 2012 $289

Kubi — еще один стартап поколения смартфонов. И он, в отличие от легкомысленного Romo, сразу понравился почти всем. Wall Street Journal восхваляет его «за редкое сочетание последних тенденций дизайна и убедительной концепции». Techcrunch высказывается еще сильнее: «Если бы Apple думала в этом направлении, то первым делом выпустила бы что-то похожее. И, кажется, Джобс эту штуку бы одобрил».Сами разработчики из компании Revolve Robotics, в общем, и не скрывают, что вдохновлены делом Джобса. Они называют Kubi не роботом, а механическим приложением к планшетам, а в качестве модели для демонстрации его возможностей, конечно же, используют айпэд, хотя для планшетов на Android он тоже применим.Kubi — «шея» по-японски — роботизированная настольная подставка для планшета, которая во время видеоконференции по команде удаленного пользователя может поворачиваться и наклоняться, обеспечивая нужный обзор. Устройство удерживает планшет с диагональю экрана от 7,9 до 10,6 дюйма и может поворачиваться влево и вправо на 300 градусов, а также наклоняться вверх и вниз на 90 градусов. Все практично: вы сидите с коллегами за круглым столом, организована телеконференция, и ваш собеседник на другом «конце интернета» удаленно выбирает, к кому обратиться, поворачивая механическую шею в нужном направлении. С июля платформу обещают выпустить в продажу по вполне разумной цене $289.Рынок телеприсутствия для робототехнических стартапов — сегодня чуть ли не самый живой и перспективный. Здесь есть где развернуться: такие системы востребованы как среди частных пользователей (для удаленного контроля), так и в корпоративной сфере (для конференций). Здесь низкий технический порог выхода на рынок. Главный конструктивный элемент — компактные видеокамеры, качество которых благодаря буму мобильных устройств растет быстрее, чем компании-производители успевают обновлять свои гаджеты.Наконец, именно здесь большое пространство для экспериментов с «интеграционной моделью» — так называет этот подход в сфере робототехники бывший главред Wired и основатель 3DRobotics Крис Андерсон. Romotive посадила айфон на игрушечные колеса. Компания Double Robotics придумала, что айпэды будут разъезжать по офису на сигвеях. Revolve Robotics решила, что колес достаточно и пора приделать к планшету шею. В этой модели роботы не автономные аппараты, а конструктивные дополнения к другим устройствам и предметам.Роботизированные приложения для смартфонов и планшетов — первый этап. Дальше будет интереснее: роботы-приложения к автомобилям, инвалидным коляскам, телевизорам, холодильникам, стульям, шкафам-купе и барным стойкам. Хотите найти нишу на этом рынке — думайте, как умно присобачить робота к повседневным вещам.

Origami. Остановка на грани реального

Сайт Видео Страна Год рождения Цена
США 2012 $850

Роберт Дели, глава компании 4moms, в нескольких интервью рассказывает, что решил создать стартап, выпускающий роботизированные детские коляски, после того как посмотрел одну из серий мультфильма Robot Chicken. Там герой покупает у сумасшедшего профессора люльку для своего сына, которая умеет адаптироваться под настроение ребенка, превращаясь то в супермена, то в пиратский корабль, то в строгую няньку. Дели, отцу троих детей и авиационному инженеру по специальности, образ коляски-трансформера понравился: «Это тот случай, когда фантастика, к тому же представленная в виде игровой анимации, мне показалась совершенно естественной. Я поймал себя на мысли, что не вижу в этом ничего невозможного, что так и должно быть. В голове сразу стали роиться мысли, но не отвлеченного характера, а сугубо технического — как такую штуку устроить в реальности».Трансформеры Origami, которые 4moms продает за $800–1000, конечно, не превращаются в суперменов и вообще пока внешне мало отличаются от хайтек-колясок, широко представленных на рынке. То, что получилось, Дели называет версией 1.0, но уверяет, что в его голове уже сложился образ десятой модели. И вот она уже, лет так через пять, точно перевернет наши представления о том, какими должны быть детские коляски.Сейчас Origami складывается и раскладывается после нажатия одной кнопки. Сам механизм складывания — главное ноу-хау 4moms — по размеру сопоставим с батарейкой типа D и питается от аккумулятора, который в свою очередь получает энергию от встроенных в колеса генераторов. В сиденье спрятаны датчики — они обнаруживают присутствие ребенка и не позволят Origami сложиться вместе с пассажиром. На одной ручке установлен ЖК-дисплей (на нем отображаются индикатор заряда аккумулятора, визуализация датчиков присутствия ребенка, температура воздуха и информация с одометра). Ко второй приделан кабель для зарядки любого USB-совместимого устройства.В 4moms уже поверили инвесторы: за два года компания в общей сложности привлекла $43 млн. И теперь перед стартапом стоит задача, общая для такого рода проектов, — показать что-то, выходящее за рамки привычного. Опрос фондов, проведенный компанией Hizook, показал, что они очень осторожно инвестируют в робототехнические стартапы. И дело не только в том, что их пока сложно монетизировать (хотя у 4moms с этим как раз все в порядке: в прошлом году компания продала колясок и других товаров на $20 млн). Главную проблему большинство опрошенных видят в размытом горизонте технологического планирования. Ты изобрел механизм мгновенного складывания сложной конструкции, и на этот механизм уже есть спрос. Что дальше? На каком этапе придуманная тобой модель начнет пересекать грань реальности и фантастики?Дели в манифесте компании уверяет, что 4moms сможет вовремя остановиться: «Путь любого робота — это путь автономизации и контроля. Сегодня он складывается нажатием одной кнопки, завтра научится самостоятельно реагировать на погодные условия, закрывать ребенка от солнца или дождя, укачивать его, реагируя на движения, и включать локальное кондиционирование. Означает ли это потерю контроля? Нет. Нашей главной инновацией теперь должны стать технологии, обеспечивающую максимальную безопасность пассажира. Все остальное мы уже умеем».

Momentum Machines. Из большого мира — в маленький

Сайт Страна Год рождения Цена
США 2012 нет в продаже

Проект компании Momentum Machines еще несколько месяцев назад не мог бы оказаться в этом списке. Это сервисный, монструозный на вид робот, который в режиме конвейера штампует гамбургеры — нужно лишь обеспечить его мясом, зеленью, овощами и булкой. «Он нарезает овощи вроде помидоров и немедленно кладет их в бургер — кусочек не обветривается. Следующая версия нашего продукта позволит клиенту выбирать консистенцию фарша — машина по заказу изготовит его из 2 / 3 свинины и 1 / 3 говядины. Все соки будут оставаться в котлете — такого никогда не было ни в одном ресторане быстрого обслуживания», — гордятся основатели Momentum Machines на своем сайте.В их планах — революция на рынке фастфуда и открытие первой в мире полностью роботизированной ресторанной сети. Экономика проекта до конца не ясна, но почему бы и нет? Презентация выглядит убедительно: производительность машины — 360 бургеров в час, при этом она занимает площадь всего 7,3 кв. м.В апреле основатели стартапа проговорились: за ресторанами последуют фургоны с уличной едой, потом — торговые автоматы, самостоятельно производящие бургеры прямо на улице, а дальше — и это их главная мечта — домашние бургмейкеры. Дело за малым: сделать такой же конвейер, только размером хотя бы с большую микроволновую печку. В разные отсеки кладутся ингредиенты, на выходе — готовое блюдо.Мечты Momentum Machines вряд ли сбудутся совсем уж скоро. Но идея точно не безнадежная, уверены аналитики ABI Research. Во-первых, рынок персональных роботов будет подтягиваться за рынком роботов сервисных и промышленных, а не наоборот. Бизнес больше и активнее инвестирует в робототехнику, чем частные домохозяйства. Для многих компаний это вопрос насущной необходимости, для домохозяйств — обычно лишь интересный бытовой эксперимент. И уже по мере насыщения рынка сервисной и промышленной робототехники разработчики начнут дифференцировать бизнес и нащупывать массовый потребительский спрос. Технологии, используемые в торговле и производстве, будут мигрировать в наши гостиные, гаражи и кухни.И во-вторых, домашние кухонные роботы — ниша столь же очевидная, как роботы-уборщики и роботы телеприсутствия. Кухня — традиционно самое насыщенное приборами пространство домов и квартир. Почему что-то должно измениться в будущем? Как будет выглядеть роботизированная кухня, пока можно только фантазировать. Но уже ясно, что роботы-повара — плохие или хорошие — будут стоять в магазинах электроники рядом со скороварками, тостерами и миксерами.

Synergy Swan. Путь к универсальности

Сайт Страна Год рождения Цена
Россия 2013 15 000 рублей

В Synergy Swan хочется верить уже потому, что это единственный персональный робот родом из России с понятными коммерческими перспективами и доведенной до ума бизнес-моделью. Дмитрий Гришин, основатель фонда Grishin Robotics, рассказывает, что почти все проекты, которые его команда видела в России, были либо разработками в области космической и военной робототехники (чаще всего сделанными по заказу государства), либо просто профильным программным обеспечением. Вырваться за пределы этих исторически предопределенных ниш удается лишь единицам. Алексей Князев и его компания RBot, выпускающая Synergy Swan, программу-минимум перевыполнили: их роботов не только знают, но и реально используют, чем не могут похвастаться даже многие западные аналоги.Synergy Swan — очередной робот телеприсутствия: мобильная полусферическая основа с манипулятором, похожим на шею лебедя, на который крепится планшет или смартфон под управлением Android. Для человека это — вторые глаза (веб-камера планшета), лицо (экран), уши (микрофоны) и голос (динамики). Робот перемещается туда, куда укажет пользователь удаленно, смотрит туда, куда оператор хочет посмотреть, и показывает то, что попросят. Таких уже много и будет еще больше. Но RBot на общем фоне выделяется не только своим российским происхождением. Synergy Swan стоит всего $499 — цена для рынка персональных роботов выдающаяся. Психологический порог $500, о котором дружно уже много лет говорят все робототехники мира, преодолен. По такой цене, уверен Князев, роботов будут покупать уже не тысячи, а сотни тысяч.Какова себестоимость робота, глава RBot не рассказывает, но уверяет, что он рентабелен. Можно предположить, что новый проект все же дотируется и поддерживается на минимальном ценовом уровне за счет успеха предыдущих моделей RBot на корпоративном рынке. Еще одна разработка — робот телеприсутствия R.bot-100 — успешно сдается в аренду или продается компаниям, которые используют ее в своих офисах продаж. Среди покупателей — Сбербанк и МТС.У Synergy Swan бизнес-модель будет все же другой. Князев рассказывает, что в ближайших планах компании — открытие библиотеки для сторонних разработчиков и создание партнерств с компаниями, которые разрабатывают ПО под Android, iOS и Windows Phone. Приоритетные направления — распознавание лиц, голоса и синтез речи. В результате должны появиться разнообразные функциональные приложения: развлекательные, игровые, деловые и интеллектуальные.В RBot хотят, чтобы функции робота складывались как пазл в зависимости от потребностей владельца. А это уже замах на нечто большее, чем рынок роботов телеприсутствия. Synergy Swan, как другие проекты с такой же моделью, аккуратно движется к универсальному предложению. Это будет мир, в котором робот-пылесос при желании сможет устроить вам телеконференцию с друзьями, а робот-аватар помоет пол.

Auto Mee S. Делаешь игрушки — делай роботов

Сайт Страна Год рождения Цена
Япония 2013 $17

Профессор Университета Шеффилда Ноэль Шарки уже несколько лет читает публичные лекции о робототехнике и каждый раз предлагает слушателям совместно решить непростую задачу — найти роботов там, где их на первый взгляд нет. Эта увлекательная игра полезна для тех, кому кажется, что роботы в этом мире будут появляться готовыми и самодостаточными, а не станут естественным продолжением уже существующих решений. Профессор уверен: робот — эволюционный продукт. Просто какие-то компании в силу своего творческого и технического потенциала уже готовы их выпускать, а какие-то нет.Любимый пример Шарки — японский производитель игрушек Takara Tomy. Умные производители игрушек уже давно поняли, что без роботов никуда, уверен профессор; и то, что они делают сегодня, часто оказывается прототипом будущих роботизированных моделей (даже если сами разработчики об этом не догадываются).У Takara Tomy кейс совсем показательный: в начале года компания показала Auto Mee S — уменьшенную до ручных размеров версию роботизированного пылесоса, который вместо пола может чистить экраны смартфонов или планшетов. С одной стороны — дешевая (стоит всего $17) игрушка, сувенир для взрослых. С другой — хороший пример естественной эволюции старой идеи, ведь похожие игрушечные пылесосы на колесиках компания выпускает уже несколько лет.Диаметр Auto Mee S всего 7 см, а вся электроника мини-пылесоса питается от пальчиковой батарейки. Еще есть датчики положения, которые позволяют Auto Mee S двигаться исключительно в пределах дисплея устройства. Среднестатистический смартфон маленький робот почистит за 4 минуты, а планшет — за 8 минут.Маленькое и, в сущности, совсем простое устройство натолкнуло профессора Шарки на большие прогнозы и выводы.— Роботы, которые первыми придут в наши дома и офисы, будут очень простыми, дешевыми и маленькими. Человечество еще не решило до конца, готово ли оно передать роботам сложные (хоть и рутинные) функции — технологии для этого есть, но не готовы экономика и рынок труда. Роботы еще долгое время будут востребованы в тех сферах, где их использование не нарушит сложившуюся экономическую систему.— Роботы будут появляться там, где их меньше всего ждут. Психология потребления показывает, что человек привыкает к необязательному быстрее, чем к насущному. Нет никакой проблемы в том, чтобы самому протереть тряпкой экран планшета или смартфона, но как только нам предложат инструмент автоматизации этой операции, мы посчитаем его незаменимым.— Успешных роботов будут делать те, чья специализация относится вовсе не к робототехнике. Робототехнические стартапы будут производить доступные коробочные технологии и платформы. А концепции, идеи роботов и их воплощения на основе этих технологий — уже дело компаний, работающих в самых разных областях, от производства игрушек и мебели до больниц и автомобильных компаний. Роботы не специализация, а продолжение основного бизнеса.

Иллюстрация: © GettyImages/Fotobank.ru

#LIKE-BOTTOM#