
Евгений Ройзман. Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман подал документы в избирком на регистрацию кандидатом в мэры Екатеринбурга от партии «Гражданская платформа». Хотя лидер партии Михаил Прохоров неоднократно говорил о том, что готов поддержать Ройзмана на выборах мэра, но уральский политик отказывался, объясняя, что не хочет идти на выборы из-за того, что у него «сто миллионов других дел».
Участие в выборах мэра для Ройзмана крайне рискованный поступок. Его шансы уменьшаются из-за судимости тридцатилетней давности. В 1981 году Ройзман был осужден за кражу, ношение оружия и мошенничество. Кроме того, в отношении его фонда «Город без наркотиков» уже возбуждено несколько уголовных дел, связанных с якобы незаконным удержанием пациентов. В реабилитационных центрах фонда неоднократно проходили обыски.
Выборы мэра Екатеринбурга пройдут в один тур, и, для того чтобы победить, Ройзману будет необходимо объединить вокруг себя все протестные голоса. Удастся ли ему договориться с остальными оппозиционными кандидатами, станет понятно только в конце лета. В интервью Slon Ройзман рассказал, почему так долго тянул с выдвижением на пост мэра и как намерен строить отношения с региональными властями.
– Евгений, почему вы до последнего отказывались идти на выборы мэра Екатеринбурга, а сейчас согласились?
– На самом деле я очень трудно принимал это решение. Потому что я – свободный и обеспеченный человек и могу жить в свое удовольствие. А сейчас я на себя просто надеваю огромный рюкзак и тащу его в гору. И чтобы принять такое решение и смириться с ним, нужно время.
– Но вы же собирались избираться в горсобрание. Почему передумали?
–У меня перед глазами были примеры мэра Ярославля Евгения Урлашова и Алексея Навального, я поймал себя на мысли, что не хочу бояться. Меня начинали пугать, говорили: «Тебя раздавят, тебя посадят», – и у меня вдруг возникло внутри сопротивление. Я подумал, с чего вдруг, ведь ничего плохого я не сделал и никого не боюсь. Это же моя страна, и я не имею права бояться. И я принял решение, что я готов пять лет жизни посвятить своему городу.
– Ваше решение было связано со вчерашним приговором Навальному?
–Я понял, что я должен этому что-то противопоставить. Хотя бы на личном уровне показать, что я не боюсь. Я хочу продемонстрировать людям, что это можно делать. Что можно идти и работать.
– Но ведь в отношении вашего фонда возбуждено несколько уголовных дел. Неужели вы не боитесь, что, даже если вас изберут, вам не дадут управлять городом и, как это было с Урлашовым, возбудят уголовное дело и отстранят от должности мэра?
– У нас есть один серьезный плюс: мы ни разу в жизни не прикоснулись ни к одной копейке бюджетных денег. Кроме того, фонд «Город без наркотиков» – это народная организация. И не дай бог, что-то серьезное начнется с фондом. Мы еще помним, какого огромного труда стоило не дать людям выйти на улицу, когда случилась Сагра. И мы не дали выйти людям на митинги, когда что-то происходило с фондом. У нас есть другая, более серьезная проблема. В нашем городе слишком много приезжих во власти. У нас губернатор – тюменский назначенец, который явно не соответствует своими качествами уровню Екатеринбурга. А это унизительно для жителей свободного города, самого лучшего города в стране. Им обидно, что в органах власти сидят люди, которые приехали для того, чтобы захватить все, что только можно захватить. И этому тоже необходимо что-то противопоставить. Это задело и послужило для меня дополнительной мотивацией.
– Как вы планируете строить свою предвыборную кампанию?
–Она будет строиться на том, что меня весь город знает, со всеми моими плюсами и минусами, и я весь город знаю. И моя предвыборная кампания будет строиться на том, что я уже был депутатом Госдумы, и был лучшим депутатом от Свердловской области за все время. За меня никому не было стыдно. И люди это помнят и знают, что я умею и не боюсь работать. Также я намерен вернуть городу единого, сильного, справедливого мэра. Среди приоритетных вопросов – тарифы ЖКХ, нехватка мест в детских садах, высокие цены на проезд в общественном транспорте, плохие дороги.
– Но кроме вас на пост мэра города уже претендуют вице-губернатор Яков Силин, депутат Госдумы от «Справедливой России» Александр Бурков. Не боитесь, что на их поддержку власти сейчас направят весь финансовый и медийный ресурс, в то время как на вашу кампанию Михаил Прохоров выделил только 10 млн рублей?
–Во-первых, не все меряется деньгами. Здесь, в Екатеринбурге, тем более. Но если дойдет до того, что начнут деньгами мериться, то поверьте, мы тоже сумеем. Под меня местные бизнесмены дадут столько, сколько нужно. Мне доверяют и меня знают. Поэтому я думаю, что никто даже не будет в эти игры играть. Во-вторых, вы сейчас назвали двух человек. Ни один из них не екатеринбуржец. Один родился в Кушве Свердловской области и живет в Москве, а другой родился в Казахстане и долгое время жил в Перми. А я здесь родился и вырос. Меня здесь мама маленьким за ручку водила. Я здесь знаю весь город.
– Евгений, но даже если вас выберут, губернатор области Евгений Куйвашев, как это было в Ярославле, может начать вставлять вам палки в колеса, урезая городу финансирование или перекладывая на бюджет Екатеринбурга региональные обязательства...
–Екатеринбург не Ярославль. В Екатеринбурге это не пройдет. Кроме того, если губернатор попытается задушить город в плане финансирования, то долго в должности губернатора он не продержится. Я так думаю. Есть еще один очень серьезный момент. Когда дойдет до дела и нужно будет вести переговоры в интересах города, конечно, я буду действовать в интересах города. Я буду садиться, разговаривать и договариваться со всеми. Я это тоже умею.
– Что касается Аксаны Пановой, в отношении которой сейчас идет судебный процесс. В случае если вам удастся победить, вы сможете ей как-то помочь?
–В любом случае переговорные позиции будут иные. Мы же все понимаем, что ее дело – заказное, выстроенное на ложных доносах.