Фото: Юрий Грипас/Коммерсантъ

Новость о том, что рассмотрение законопроекта будет отложено, была немедленно перекрыта новостью о том, что все же дата рассмотрения назначена, причем, достаточно скоро – на 26 июня. Надо отметить, что уже к моменту рассмотрения в Сенатском комитете по международным делам по просьбе Белого дома в «Закон Магнитского» (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act – «Акт имени Сергейя Магнитского об ответственности за главенство закона») были внесены изменения. По новым исправлениям список лиц, которые могут попасть под действия «Закона Магнитского» может быть засекречен. Это довольно существенное изменение, потому что, например, замораживание счетов, которое предусматривает данный законопроект, в этом случае будет затруднено. Со стороны республиканцев звучало мнение, что у финансовых организаций не будет списка, и непонятно, чьи счета замораживать. Не ясно, в какой именно формулировке данный законопроект будет принят (если вообще будет). По одной из них список лиц будет засекреченным, по другой, будет обнародован через 120 дней после принятия документа. 

В этом законопроекте еще много пунктов для уточнений. Так, к примеру, председатель комитета Сената по финансовым делам, где будет рассматриваться вопрос о торговых отношениях с Россией и возможном предоставлении статуса постоянных торговых отношений России и США, сказал, что он будет стремиться включить положения «Закона Магнитского» в законодательство о торговых взаимоотношениях с Россией. Поэтому до момента принятия данного законопроекта ему предстоит пройти еще много разных этапов. Заметим, что еще не было пока голосования в палатах американского Конгресса: ни в палате представителей, ни в Сенате. И учитывая, сколько у нас сейчас поступает новостей по поводу этого законопроекта, прогнозировать точно исход пока невозможно. Видно, что по поводу этого законопроекта идет борьба, это очень естественно в стране, где существует политическая конкуренция и где принятие законопроектов практически всегда сопряжено с некоторым столкновением интересов. 

В данном случае были заявления лоббистских организаций, представляющих американский бизнес, о том, что они не хотели бы принятия этого закона – мол, будут ущемляться права американских бизнесменов. Были попытки противодействия этому закону, исходя из неприятия двойных стандартов: почему такого рода закон принимается именно в отношении России, ведь есть страны, где нарушения прав человека, может быть, и более сильные, но к ним подобных мер не применяют. Точно нельзя сказать, что побудило сейчас члена сенатского комитета по международным делам от Вирджинии попросить отсрочки, но явно это были чьи-то усилия, причем, сделанные в последний момент, потому что заседание было уже назначено. Но что-то подействовало на сенатора Джона Уэбба, недельная отсрочка состоялась. Я думаю, что будут и другие усилия с обеих сторон, которые повлияют на прохождение данного законопроекта. 

По утверждениям американского посла в Москве Майкла Макфола, этот вопрос обсуждался между Путиным и Обамой. Надо иметь в виду, что у президента США есть возможность высказывать свои аргументы на этот счет, и считается, что именно он попросил об изменении формулировок. Но влиять на решения сенатских комитетов или на решения палат он не может, свидетельством чему является тот факт, что до сих пор не отменена поправка «Джексона-Вэника». Хотя, возможно, в скором времени ее все же отменят. Сам Обама говорил о ее отмене, но его возможностей не хватает, поскольку это не его решение, – в данном случае речь идет о решении американских законодателей.