Храмы всегда старались делать величественными, высокими, организующими пространство и доминирующими над местностью. Именно это, в том числе, делает их важнейшими памятниками архитектуры. Но это если в мирное время. Во время войны — это делает их наиболее уязвимыми. Особенно когда дело касается современной войны с артиллерией, авиаударами и прочими средствами массовых разрушений.
А потому список храмов, уничтоженных или пострадавших во время самой разрушительной войны в истории человечества, огромен.
Их уничтожали во время авиаударов. Их уничтожали в результате артобстрелов во время наступления. Их взрывали во время обороны — чтобы усложнить возможности точной наводки для артобстрела, или во время отступления — чтобы просто отомстить врагам. Что касается высотной доминанты, на которую ориентируются наводчики при артобстреле, то во время Второй Мировой войны не было никаких GPS, а потому лучшим ориентиром были колокольни. И в зоне боевых действий почти все колокольни были уничтожены. В России по большей части это были новодельные колокольни XIX века — и это, наверное, не самая большая потеря. Но среди разрушенных колоколен есть все-таки и настоящие шедевры. Так в 1941 году советскими войсками была взорвана построенная в XV веке высоченная колокольня (с находящимся в ее нижнем ярусе храмом Смоленской Одигитрии) в Иосифо-Волоцком монастыре. Уцелел только остов. Вроде бы, колокольню собираются восстановить, но пока работы даже толком и не начались еще.
Колокольня и Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря. Фотография ок. 1900 г.
Когда видишь разрушенные памятники культуры, хочется думать, что все они уничтожены злобными фашистами. Но это не всегда так. На той войне и людей-то не особо жалели, а уж про церкви и говорить нечего. И если говорить про Европу, то тут большинство великих памятников культуры разрушили вовсе не нацисты, а союзники в ходе авианалетов и артобстрелов. Монастырь Монтекассино, город Пиза (к счастью, почти сравняв с землей старый город, союзная авиация не тронула «Поле чудес» с его великими памятниками, туда попала лишь одна бомба, которая, впрочем, уничтожила выдающиеся фрески), город Дрезден, город Любек и многое, многое другое в Германии, Италии, на севере Франции (все города в районе высадки нормандского десанта подверглись жесточайшей бомбардировке, а центр города Гавр был буквально стерт с лица земли).
Монастырь Монтекассино после бомбардировки союзных войск в феврале 1944
Впрочем, вернемся в Россию. Не знаю, насколько здесь уместна фраза «не было бы счастья, да несчастье помогло», но следствием разрушений великих памятников церковной архитектуры во время войны стало появление полноценной школы советской научной реставрации, получившей от советской власти полный карт-бланш на восстановление церковных памятников. Советская власть до войны к церквям особого пиетета не питала, и сама очень любила их уничтожать или превращать в общежития, склады и колонии. Но тут, во время и после войны сошлись сразу несколько интересов, которые радикально изменили отношение советской власти к памятникам архитектуры.
Всё-таки принцип восстанавливать не последний образ храма, а более ранний кажется мне несколько спорным. Вот взять ту же ситуацию с черниговским храмом. Можно было воссоздать вполне чётко задокументированный образ - всё-таки есть реальные фотографии или, для другого храма, могут быть картины или словесные описания. А можно попытаться угадать, как этот храм когда-то мог выглядеть. В обоих случаях получаем новодел, но в одном случае сохраняем преемственность истории строения, пускай даже порой эта история меняет его облик в худшую сторону; а в другом - есть риск ошибиться и в итоге получить внешний вид, которого никогда и не было.
Да, спасибо... Вы во многом правы.
Спасибо, что объяснили про Барановского и принцип отечественной реставрации.
Всё-таки это не было абсолютной догмой. Решения принимал архитектор конкретного объекта, и если была возможность показать XVII век не снося всё пристроенное, оно вполне могло остаться. Результат при этом может выглядеть очень странно.
Спасибо за историю!
Про Гдов прямо до слез.
Статья кажется очень короткой, хотя наверняка она стандартного объема.
Просто хочется читать и смотреть ещё и ещё.
Любопытный момент был мною обнаружен в истории большевистского богоборчества в Грузии.
Грузинские большевики НЕ СНЕСЛИ ни одной церкви ГПЦ (Грузинской православной церкви). Все снесённые большевиками церкви в Грузии конфессионально относились к РПЦ (Русская православная церковь) и ААЦ (Армянская апостольская церковь). Такая вот дружба народов. Такой вот интернацизм