Можно бесконечно смотреть на огонь, на воду и на сообщения о «пузырях» на российском рынке потребительского кредитования. Всякий, кто интересуется экономикой или хотя бы следит за деловыми новостями, знает, что сообщения о закредитованности российского населения и скрытых (обязательно скрытых!) проблемах в кредитных портфелях российских банков появляются уже многие годы с завидной регулярностью.
Иногда инициаторами тревоги становятся журналисты, иногда – независимые эксперты и агентства или даже представители власти. Например, в 2019 году вопрос об этой проблеме поставил тогдашний министр экономического развития, ныне советник президента по экономике Максим Орешкин. Однако ЦБ посчитал, что бить в набат не стоит. Недавно очередная дискуссия в СМИ возобновилась после слов первого заместителя председателя ЦБ Ксении Юдаевой о том, что долговая нагрузка населения достигла исторически высокого уровня, а в отдельных сегментах потребительского кредитования можно говорить о возникновении пузырей.
Политика регулятора в отношении рынка отличается взвешенностью, чего нельзя сказать о новостном фоне вокруг темы закредитованности населения, особенно в преддверии думских выборов. Действительно ли все так критично, или мы имеем дело скорее с информационным хайпом?
Все уже давно забыли, как Брежнев объяснял Никсону:
»советский человек зарабатывает 120 рублей в месяц. 70 тратит на еду, 20 на однжду, 10 на коммуналку, 10 на взносы, 10 на прочие надобности. А 50 откладывает.»
- Постойте, Леонид Ильич, получается: 120 зарабатывает, 120 тратит и 50 откладывает... Как такое возможно?
- Не знаю, как возможно. Знаю, что откладывает...
Не, ну ладно - джинсу Репаблик размещает никак не помечая тегом "реклама". Но где хотя бы оговорка, что мнение редакции может не совпадать с мнением автора?
Все эти "бизнесмены" типа микрозаймовых шараг и ломбардов - это мародеры, падальщики. Они ничего не создают, лишь помогают нуждающимся стать ещё более нуждающимися. Ни один финансово грамотный человек никогда не обратится в эти шараги за деньгами.
И потом, на кого рассчитана конкретно эта реклама? Неужели кто-то думает, что человек, готовый платить около 5 килорублей в год за подписку на газету, побежит занимать эти 5 килорублей у самых алчных и беспринципных ростовщиков?)
Я понимаю, что колхозные "типа бизнесмены" могут не знать таких базовых понятий как "целевая аудитория", а редакция заинтересована в любых рекламных контрактах. Но общий то здравый смысл должен же был хоть где-то всплыть, не?
Абсолютно верно !
>> совокупный долг домохозяйств в России составляет 19,83% ВВП,
Надо понимать, что кредиты, особенно "потребительские" неравномерно распределены по домохозяйствам. Это всё равно что сказать что "в среднем у россиянина 1 яичко". В среднем - да, но по факту кого не проверь - или 2 или 0. И более интересно, не сколько % %от ВВП они составляют а сколько %% от дохода домохозяйства уходит на их обслуживание. Не в "среднем по домохозяствам России" а по "домохозяйствам с кредитами"
Действительно, если в Германии, США, Франции ВВП состоит из труда и закредитгваны на 70% от ВВП создавшие ВВП, то наш ВВП состоит из экспорта нефти и наши 19% от ВВП это очень близко к большой закредитованности от своих доходов.
Тут в соседней статье Гайворонский сравнивает "взгляд из окопа" и"взгляд из ставки" на войне.
Эта статья - точно не из окопа написана. А вам + за смешную метафору.)))