В Издательском доме Высшей школы экономики выходит вполне сенсационная книга — «Дамы без камелий. Письма публичных женщин Н. А. Добролюбову и Н. Г. Чернышевскому». В книге впервые публикуются уникальные для российской истории XIX века документы — частные письма нескольких «падших женщин» к знаменитым литераторам-разночинцам, «новым людям», которые в российской демократической историографии (а тем более в советском культурном мифе) изображались как пламенные и беспорочные революционеры-аскеты, отринувшие всё личное ради служения народу.
Действительность, как обычно, была сложнее, а революционный аскетизм и походы в бордель более или менее уживались. Составитель и научный редактор книги, известный филолог Алексей Вдовин объясняет:
«В контексте мужской сексуальной морали XIX в. в таком поведении не было ничего необычного. <…> Более того, характерный для XIX в. так называемый двойной стандарт предписывал женщинам хранить целомудрие, а мужчинам — для поддержания физического здоровья до женитьбы (как минимум) пользоваться услугами публичных женщин».
С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из вводной главы «Культурная история проституции».
картина-иллюстрация! вот так раз... Даже такое бывало...
Судя по цитате из дневника, Добролюбов зрил в корень проблемы. Что, конечно, (приятно) удивляет, учитывая, как давно это было. Оказывается, уже тогда отдельные граждане многое понимали. И вдвойне страннее, конечно, что, несмотря на это, проституция как профессия (и вообще вся эта тема секса) остаётся все так же табуированной в российском (и не только российском) обществе, что ведёт к большой массе сопутствующих социальных проблем.
Какая-то странная пристрастность к герою сего документального повествования. Ну, ходил Добролюбов к проституткам, но в 19-м веке много кто ходил (и сейчас ходят, вплоть до генерального прокурора), при этом улицы и библиотеки в советских городах называли не их именами, а Добролюбова, и не потому, что он ходил к ним, а за что-то ещё -- другое, более значимое, чем посещение борделей.
Вот любопытно, почему всех этих мастеров слова и кисти так тянуло в бардаки?
Что им там такого восхитительного делали?
Они что, были такими вонючим и мерзкими, что без денег никак не получалось?
У женатых были безобразные и тупые жёны?
Впрочем, всё это вполне вероятно.
Таковы последствия государственного лицемерия с одной стороны, и темноты и безграмотности подданных - с другой.
Остаётся только радоваться, что времена Добролюбова и восторгов в выгребной яме прошли.
Вот, Добролюбов сотоварищи меня минусят!
Хотите серьезный ответ? Дело происходит в середине XIX века, когда действуют совсем другие нормы поведения, в том числе и сексуального. Девушка из относительно "приличной" семьи обычно (бывали исключения, но очень редкие, и, скорее, среди оторв-нигилисток) вплоть до конца XIX века будет хранить девственность до брака. Иначе – катастрофа и для неё самой, и для её семьи. Контрацептивы уже есть, но о них мало кто знает, и само по себе пользование ими считается аморальным делом (читайте у Толстого про выкрик Долли, которая впервые в жизни вообще узнала, что можно и предохраняться). Замужние дамы – да, с теми бывало что и можно, так как адюльтер осуждался, но куда меньше, чем потеря девственности. При крепостном праве – у помещиков тоже понятный выход был (вспомните, как у Гончарова решила половые проблемы пылкого идеалиста Адуева его прагматическая матушка), но ведь Добролюбов – не помещик. Девушки его круга ему не дают, потому что им низзя категорически, а с замужними дамами - у него шансов нет. Экс-семинарист Добролюбов лет 22-23 от роду, да и с чахоткой уже, едва ли прельстит 30-летнюю даму из общества, которой вдруг надоест старый муж и захочется сходить налево. Таких Анн Карениных, кажется, было не так и мало, но их, знаете ли, как-то интересовали всякие Вронские (граф и гвардейский офицер, если забыли), а никак не гормонально и финансово озабоченные студенты да вчерашние семинаристы. Впрочем, даже у Чехова (на тот момент - врач и уже довольно известный писатель!) есть в частном письме якобы "шуточное" описание, как трудно ему бывает довести дело до койки даже с замужней дамой из приличных, которая, теоретически, уже согласилась. Так что – проститутки были их всем, просто потому, что больше им в молодые годы никто особо на некоммерческой основе и не давал, и давать не мог… В силу одного лишь их возраста и социального статуса.
А с тем, что хорошо, что эти времена давно прошли - полностью согласен с Вами. Ещё та помойка была в этом отношении.
Со всем согласен!
С чего бы это прошли? Любое мероприятие с выездом и приемкой чего-либо обязательно включает нажор с выпивкой, сауну, перемещение на чем-либо (охоту, рыбалку, шашлыки - если лайт) и девочек.
Ну, массово народ нефритовые стержни во всякие разные заразные места уже не пихает, однако же.
В нынешнее времена случается, разве что, когда лингам входит в гавань роскоши.
Как-никак, поприличнее и почистоплотнее будет.
И как это я умудрился за всю жизнь ни разу продажной любви не предаться?
Наверное, это потому, что делаю зарядку, ем овсянку и чищу зубы!
Ну, иногда.