Фото: MOD Russia/via Globallookpress.com
Москва готовит ответ на письменный отказ НАТО принять российские «гарантии безопасности». Весь мир ожидает начала боевых действий на границе России и Украины, российские депутаты просят признать ДНР и ЛНР или хотя бы поставить туда оружие, а Путин ведет переговоры с Ираном, Венесуэлой и Кубой. В чем смысл внешнеполитической игры России, насколько реальна перспектива войны с Украиной, чем может обернуться признание самопровозглашенных республик и какие неожиданные ходы может применить Москва? Об этом в стриме Republic Talk мы говорили с кандидатом политических наук, экспертом по внешней оборонной политике России Павлом Лузиным.
«Запад сейчас в плохой политической форме»
— Переговоры, которые шли несколько недель, дошли до логической точки. Россия получила письменный ответ на свои предложения, на котором она настаивала. Это итог? Если это конец, то каков он? Или это промежуточный итог? К чему мы пришли?
— Это не конец, не итог и даже не промежуточный итог. Это просто еще один шаг на том пути, на который Россия встала в конце прошлого года. И на который она вынудила встать Запад, США в первую очередь. Российские требования о гарантиях безопасности — не сферический конь в вакууме. Они были выдвинуты в контексте российских маневров у западных границ, они существуют в контексте переброски российских войск в Беларусь на учения. Можем вспомнить и то, что осенью мы показательно сбили наш старый советский спутник. Это все контекст силового торга с Западом.
Те ответы, которые были сформулированы Штатами и НАТО, США просили не публиковать. Мы сейчас можем только как по барометру смотреть за реакцией наших политиков и дипломатов, читать утечки в американской прессе. Россия ответы получила, дальнейшую реакцию мы ждем. Будет ли это реализация тех неназванных военно-технических мер, которые обещали Рябков и Лавров? Или это будет начало длительных, сложных переговоров в области контроля обычных вооружений? Или обновление повестки по поводу сокращения стратегического ядерного вооружения? Или какие-то варианты по ракетам средней и меньшей дальности, от 500 до 5500 километров? И так далее. То, что мы получили в среду вечером, — это просто еще один шаг. Посмотрим, что будет дальше.
Фото предоставлено Павлом Лузиным
— А почему Россия вообще встала на этот путь в конце прошлого века? Что так изменилось в России или в мире, что эти предложения по безопасности и юридические гарантии срочно потребовались? НАТО расширялось весь путинский период, но по этому поводу так не беспокоились.
— Здесь комплекс факторов. Политика — это искусство возможного. Запад сейчас в плохой политической форме: в Германии произошел, выражаясь на нашем политическом языке, транзит власти, смена канцлера. Во Франции предстоят сложные для Макрона президентские выборы. Администрация США погрязла во внутренних противоречиях. Британия тоже погрязла во внутриполитических дрязгах о том, нюхает ли Борис Джонсон кокаин. И если Запад занимается какой-то повесткой, например, изменением климата, то Россия вынуждена лишь реагировать. Но она не является инициатором, и это — некомфортная роль. Если вы претендуете на статус великой державы, пусть даже и в военном плане, а не в экономике или науке, то все равно нужно генерировать какую-то повестку. И вот, Россия задает эту повестку начиная с весны 2021 года.
Мы помним первую переброску войск, первую концентрацию, которая и вынудила Джозефа Байдена сначала позвонить Владимиру Путину, а потом встретиться с ним в Женеве. А после женевской встречи… ничего не произошло! И Россия начала снова играть в эту игру, вынуждать США реагировать, принуждать к расторопности. Стоит вопрос: а когда в следующий раз Путин с Байденом встретятся и о чем они будут говорить? Общий международный фон влияет.
Второй значимый фактор — это то, что происходит в Беларуси. Там предстоит, если, конечно, Лукашенко ничего не отменит и не перенесет, конституционная реформа. Этот референдум заложит основы будущей передачи власти. Насколько я могу понять, с начала затяжного политического и экономического кризиса, в который Беларусь погрузилась в августе 2020 года, Лукашенко стал не очень интересен ни Западу, ни нам. Минск прижат к стенке. Политика лавирования между Россией и Западом, которую он использовал четверть века, рухнула. А у России уже три года на повестке стоит углубленная интеграция Союзного государства. Экономическая в первую очередь, отчасти — политическая. Ведь если мы будет рассматривать экономические реформы, например, единый центр эмиссии или унификацию налогового законодательства, то это тоже политическая интеграция.
И у нас самих Конституция была изменена в 2020 году. В той части, в которой она касается местного самоуправления, она теперь унифицирована с Конституцией Республики Беларусь. У них тоже нет независимого местного самоуправления. Это тоже часть единой системы органов публичной власти. Здесь Россия пытается воспользоваться возможностью и если не взять ситуацию в Беларуси в свои руки, то по крайней мере выжать из нее максимум. Как завещал нам договор о создании Союзного государства.
— Какое отношение эта ситуация имеет к переговорам России и НАТО?
— К переговорам эта ситуация отношения напрямую не имеет, потому что Беларусь там нигде не возникает. Все говорят про нерасширение НАТО, про Украину, про американские системы противоракетной обороны в Румынии и Польше, про наши ракеты, которые расположены где-то… Ну, скажем, в Западном военном округе. Но никто не говорит про Беларусь. И это интересно. Это может означать, что Запад будет согласен с углубленной интеграцией в рамках Союзного государства.
У нас есть Калининградская область, так называемый Калининградский оборонительный район. Военно-морская база Балтийского флота, 11-й армейский корпус, система предупреждения о ракетном нападении радиолокационной станции «Воронеж». Последние лет восемь среди западных дипломатов, военных аналитиков и просто военных идет разговор о таком термине, как «Сувалкская брешь» или Suwalki gap. Это участок польско-литовской границы, самое узкое место между Калининградской областью и Республикой Беларусь. В случае конфликта России и НАТО это будет самое уязвимое место. Потому что Россия, как считается, захочет соединить Калининградскую область, которая окажется изолированной, со своими основными военными силами, и отрезать сухопутный маршрут из Польши в страны Балтии. Отрезать Прибалтику вообще не только на континенте, но и в море — для этого Балтийский флот и существует.
Все об этом говорят, но упускают один момент. В Калининграде российские войска есть, а в Беларуси — нет. Представить, что белорусская армия при Лукашенко, который любит сидеть на нескольких стульях, возьмется таскать России каштаны из огня, сложно. Нужны российские войска или база на территории Беларуси, которые в случае чего позволят действовать. Это неназванная тема в этих переговорах, но ее все имеют в виду.
Кроме того, военная база России на территории Беларуси позволит контролировать и внутриполитический процесс. Моя любимая аналогия — это Армения. В Армении есть российская военная база, а еще в Армении ключевые экономические активы контролируются российскими компаниями. И все. В Армении может быть революция, может быть кто угодно: Саркисян, Пашинян, либерал, демократ, консерватор. Армения может проигрывать войну, как это случилось недавно. Но Армения никуда от России не денется, она часть Евразийского экономического союза, часть ОДКБ.
— Из-за наличия там военной базы России?
— Да, военной базы и контроля основных сегментов экономики. Необязательно интегрировать Беларусь в состав России или делать Путина президентом Союзного государства (хотя чем черт не шутит). Можно просто сохранить контроль над республикой, который бы не зависел ни от кого: Лукашенко, Тихановская, Колесникова — не важно. Есть военная база и есть возможность развернуть войска в весомом количестве, гораздо большем, чем ОДКБ разворачивала пару недель назад в Казахстане. И получение контроля над ключевыми экономическими активами: калий, нефтеперерабатывающие заводы, машиностроение и, может, часть аграрных активов. Российские сельскохозяйственные холдинги могут испытывать к этому интерес. Даже не обязательно предпринимать какие-то более радикальные шаги. Беларусь в любом случае останется в орбите влияния России, никакого лавирования или прозападного курса там уже не будет. Она станет абсолютно лояльным России субъектом, который еще и обогатит российские корпорации за счет поглощения активов этого субъекта.
Фото: kremlin.ru
Плюс Беларусь позволит России не только с более сильных позиций торговаться со странами НАТО, давить на Балтию, на Польшу, но и давить на Украину с севера. Потому что того, что сейчас происходит на востоке, и войск в Крыму недостаточно, чтобы создавать витальную угрозу. Это не заставит Украину выполнить Минские соглашения в том виде, в котором предполагает Россия. Россия предполагает, что сначала в Украине пройдет конституционная реформа, реинтеграция ЛНР и ДНР, а потом уже передача контроля над границей. А Украина сначала хочет контроль над границей. И, с точки зрения Украины, когда ЛНР и ДНР будут избавлены от российского военного присутствия, тогда возможны будут конституционные реформы и частичная децентрализация согласно Минским соглашениям.
Да, про Беларусь никто не вспоминает. Но она для России сегодня важнейший вопрос, более приоритетный, чем Украина.