unsplash.com

В августе 2020 года российский Верховный суд признал экстремистским движение, получившее известность под аббревиатурой АУЕ (расшифровывается по-разному: «арестантский уклад един», «арестантское уркаганское единство», «арестантское уголовное единство») и запретил его деятельность. Репортажи о молодежной субкультуре или, если угодно, «антикультуре», получили мощный резонанс, отчетливо указывая на проблему криминализации общества, глубоко укоренившуюся и эволюционирующую в стране. Масштаб явления и градус обсуждения АУЕ в российских медиа и социальных сетях побудили Дмитрия Громова, доктора исторических наук и ведущего научного сотрудника Института этнологии и антропологии РАН, провести собственное исследование. Результатом работы стала книга «АУЕ: криминализация молодежи и моральная паника» (вышла в издательстве «Новое литературное обозрение»). В выбранном нами фрагменте (печатается с сокращениями) автор анализирует попытки провластно и «патриотически» настроенных конспирологов объяснить популярность АУЕ — в частности, в связи с украинским кризисом, еще в тлеющей, дофевральской его фазе, ростками политического активизма в России, ныне уничтоженных, а также активизацией внешних врагов, козни которых способны исковеркать сознание и поломать жизнь условному забайкальскому подростку.

В тексте присутствуют два термина, требующие краткого пояснения: «моральные предприниматели» и «моральная паника». Первый был в свое время предложен американским социологом и криминологом Говардом Беккером. Речь о группах, «заинтересованных в существовании проблем и не заинтересованные в их окончательном решении»: среди них выделяются медиа, правоохранительные органы, политики. Второй термин отсылает к классической работе британского социолога Стэнли Коэна «Народные дьяволы и моральная паника. Создание модов и рокеров». Если предельно коротко, то, по Коэну, «моральная паника» — это остро воспринимаемая социумом угроза общественным ценностям и интересам. Моральные паники могут распространяться «управляющими элитами» либо «заинтересованными группами среднего уровня». Однако есть и «низовой» источник такого рода паник, когда они охватывают широкую публику с характерной для нее восприимчивостью к слухах и особенно — конспирологическим теориям.