Patrick Pleul/dpa/Global Look Press
C первого понедельника зимы, 5 декабря, члены ЕС больше не смогут покупать сырую российскую нефть, поступающую в Европу по морю. Для российских нефтепродуктов эмбарго начнет действовать через три месяца, 5 февраля 2023 года. Cемерка самых развитых стран с примкнувшими к ним союзниками вводит эти меры, чтобы лишить Кремль средств для финансирования войны в Украине. При этом ряд восточноевропейских стран, не имеющих выхода к морю и получающих российскую нефть по трубопроводам, добились у Брюсселя разрешения покупать ее еще некоторое время. Но и сама по себе эффективность новых санкций против путинского режима под вопросом.
Авторство идеи о ценовом «потолке» чаще всего приписывают министру финансов США Джанет Йеллен. Кроме нее, эту идею поддерживают советник по национальной безопасности Джейк Салливан, госсекретарь Энтони Блинкен и, конечно, сам президент Байден.
Инициаторы «потолка» пытаются решить две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, максимально ограничить доходы России, получаемые от продажи нефти и направляемые на финансирование войны; а с другой, хотят не доводить дело до крайности, под которой подразумевается уход с рынка нескольких миллионов баррелей российской нефти в день и скачок цен на нее. Никто, конечно, не может предсказать, сколько она будет стоить в случае исчезновения российской нефти, но называют самые разные цифры — от $200 до $500 за баррель. Даже минимум в этой шкале — неподъемная цена для глобальной экономики.
Это противоречие сторонники ценового «потолка» надеются решить, удовлетворив и волка, и овец. С одной стороны, лимит должен быть достаточно низким для того, чтобы у Кремля было как можно меньше денег на войну на Украине; а с другой, достаточно высоким, чтобы российские нефтяники получали хоть какую-то прибыль, потому что работать себе в убыток они едва ли будут.
Предполагается, что рекомендуемая Большой cемеркой цена барреля российской нефти будет названа в конце ноября — начале декабря. Возможно, это произойдет буквально накануне официальной даты.
В целом на саммитах G7 была достигнута принципиальная договоренность о введении «потолка» цен на российскую нефть. Сейчас идут очень интенсивные переговоры о деталях, которых, как нетрудно догадаться, очень много. В первую очередь, обсуждается, конкретная цена барреля российской нефти.