Фото: YouTube
Выход в прокат российской исторической драмы «Нюрнберг» о событиях после капитуляции Германии и начала международного военного трибунала над нацистскими преступниками вызвал, помимо дискуссий о художественной и культурной ценности этого фильма, обсуждения других кинолент на эту тему. В частности, историк Андрей Зубов выделил фильм «Нюрнбергский процесс» режиссера Стэнли Крамера, премьера которого состоялась еще в 1961 году. Эта лента в свое время получила две премии «Оскар» и была признана Американским институтом киноискусства одной из величайших юридических картин в истории. В ее основу легли реальные события — судебное разбирательство в Нюрнберге, где на скамье подсудимых оказались нацистские судьи, сотрудники Министерства юстиции Германии и прокуроры, работавшие в специальных и «народных» судах Третьего рейха.
Анализируя фильм Крамера, Зубов провел параллели с нынешней Россией, где по репрессивным законам выносятся приговоры всем инакомыслящим и критикам войны в Украине. Кинолента также напомнила о том, что после основного международного судебного процесса над бывшими руководителями гитлеровской Германии была целая серия из 12 малых Нюрнбергских процессов над нацистскими деятелями меньшего масштаба, среди которых, помимо судей, были генералы, промышленники, чиновники и даже врачи. Они, как и прочие подсудимые, оправдывали нацизм, спекулируя на понятиях патриотического долга и законов, действовавших в стране. Подробнее о том, кого на них судили и какие приговоры были вынесены обвиняемым, — в материале Republic.
«Фильм обращен и к русским судьям»
Андрей Зубов вспоминает, что в советской прокатной версии «Нюрнбергский процесс» Крамера, снятый по повести драматурга Эбби Манна, был «довольно сильно» подвергнут цензуре, например, были вырезаны эпизоды о блокаде Западного Берлина и упоминания о том, что «русские начали в Чехословакии, расправившись с Бенешем» (речь о том, что СССР вынудил в 1948 году Эдварда Бенеша уйти с поста президента страны, все рычаги власти в Чехословакии оказались в руках Коммунистической партии. — Republic). На днях Зубов посмотрел фильм, который длится больше трех часов, целиком, и он «вызвал потрясение актуальностью для сегодняшней России», признается историк. По его словам, «главное в фильме даже не сам судебный процесс, хотя и он показан мастерски, а люди и их отношение к нацизму».
События происходят в Нюрнберге после окончания процесса над главными нацистскими преступниками. Слушаются дела судей, служивших режиму Адольфа Гитлера. В отличие от основного судебного процесса над нацистскими преступниками, это дело, как и еще 11 подобных, слушал не Международный военный трибунал, представлявший всех союзников, а Нюрнбергский военный трибунал, созданный военным командованием США. Нюрнберг входил в американскую оккупационную зону, американцам было дано право самостоятельно судить нацистских деятелей меньшего масштаба. Дела формулировались в виде «Соединенные Штаты против…», следователи, прокуроры и председательствующие судьи были гражданами США. Слушания происходили в том же Нюрнбергском Дворце правосудия, что и главный процесс.