8 мая 1945 года. Черчилль приветствует собравшуюся у Уайтхолла толпу своим фирменным V.

8 мая 1945 года. Черчилль приветствует собравшуюся у Уайтхолла толпу своим фирменным V.

Источник: Википедия

«Армия никогда не изменяет монарху, приведшему ее к победам».

Жозеф де Местр

Можно написать, что русскому уму не дано понять изгибов британской демократии, отправившей в отставку своего самого великого политика ХХ века, только что приведшего страну к победе во Второй мировой. Но это было бы неправдой, ибо в шоке пребывали отнюдь не только русские. The New York Times назвала поражение консерваторов на выборах 1945 года «одной из самых ошеломительных неожиданностей на выборах за всю историю демократии», и эта фраза в разных вариациях кочевала по первым полосам газет всего мира. Ведь в самом деле, ничто, казалось, не предвещало…

Шансы стопроцентные

К тому времени из-за войны всеобщих выборов в Британии не было уже 10 лет. Последние состоялись в 1935 году, следующие планировались на 1940-й — но тогда Британии было, мягко говоря, не до процедурных вопросов. Сам Уинстон Черчилль получил портфель премьера в мае 1940 года в результате закулисных договоренностей внутри правящей Консервативной партии. После чего сформировал коалиционное правительство из основных парламентских фракций, в котором вторую после консерваторов роль играли лейбористы. Их лидер Клемент Эттли стал заместителем премьер-министра, им же были доверены министерства внутренних дел и труда.

В ходе войны ежегодно принимались специальные законы, позволяющие парламенту продолжать работу в чрезвычайных обстоятельствах. В октябре 1944 года в Палате общин Черчилль пообещал, что «если политические партии не решат сохранить нынешнюю коалицию до победы над японцами, мы должны смотреть на окончание войны с нацизмом как на указатель, который определит дату всеобщих выборов».

Лейбористская партия поначалу как раз хотела сохранить коалицию до разгрома Японии, но Черчилль спешил по двум причинам. Во-первых, к весне 1945-го у коалиционных партнеров накопилось слишком много вопросов друг к другу. Лейбористы критиковали премьера за борьбу с коммунистами в Греции и Италии, где англичане, как писали лейбористские газеты, выступили «на стороне сил реакции». Консерваторы, в свою очередь, были недовольны влиянием, которое лейбористы со своими «социалистическими экспериментами» оказывали на внутреннюю политику. По всем этим пунктам взгляды Черчилля и Эттли расходились все дальше, и, казалось, не было более удобного момента, чтобы разрешить их противоречия в рамках британской традиции — через выборы.

При этом весной 1945 года личная репутация премьера по понятным причинам находилась в зените.