Президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и его жена Пэн Лиюань перед банкетом по случаю открытия Третьего форума "Один пояс - один путь". Пекин, 17 октября 2023 года

Президент РФ Владимир Путин, председатель КНР Си Цзиньпин и его жена Пэн Лиюань перед банкетом по случаю открытия Третьего форума "Один пояс - один путь". Пекин, 17 октября 2023 года

Pang Xinglei/XinHua/ Gli

— На мой взгляд, визит Путина в Китай носил чисто формальный характер, никакой субстантивной конкретики, по крайней мере, доступной для широкой публики, озвучено не было. В принципе, этот форум был, конечно же, больше важен для китайской стороны, чтобы показать, что Китай становится всё более серьезным игроком на мировой политической арене. Собственно говоря, инициатива «Пояс и путь», первая из китайских инициатив, которую озвучил председатель КНР Си Цзиньпин еще в сентябре 2013 года, стала теперь уже, скорее, такой основой, на которую надстраиваются все другие китайские инициативы. Это глобальная инициатива по безопасности, глобальная инициатива по развитию, глобальная инициатива по мировым цивилизациям. И всё в комплексе, как представляется, это такая китайская формула, предлагаемая мировому сообществу в качестве альтернативы существующему западоцентричному мировому порядку.

Эмблема Третьего форума «Один пояс — один путь» в Пекине

Chen Bin/XinHua / Global Look Press

В этот раз в Китай приехало гораздо меньше мировых лидеров, чем на предыдущие два глобальных форума «Один пояс — один путь». О чем это говорит?

— В этом смысле нынешний форум еще раз показал ту самую поляризацию, которая наблюдается в последнее время во всём мире. То есть, Китай, собрал среди мировых лидеров, условно, своих единомышленников в основном из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, из стран Африки, Ближнего Востока, а также из России.

И с этой точки зрения участие российского президента в форуме «Пояса и пути» было скорее важно не столько для России, сколько для Китая. Поскольку, таким образом, председатель КНР демонстрировал всему остальному миру то, что Китай собирает вокруг себя клуб единомышленников, которые готовы отстаивать продвигаемую Китаем структуру нового мирового порядка. Российский же президент, в свою очередь, мало что получил взамен.

Тем не менее, в риторике российских властей всё чаще звучат хвалебные интонации в адрес инициативы «Пояса и пути».

— Да, звучат, хотя формально по-прежнему Россия не является участником этой китайской инициативы и рассматривает лишь один ее аспект, а именно — «Экономический пояс Шелкового пути» в контексте сопряжения с другими проектами, в том числе ЕАЭС. В ходе данного форума, например, говорилось, что сопряжение и с ЕАЭС, и с ШОС, и вообще интеграция всей этой инициативы в более широкий контекст Большой Евразии — концепция, которая продвигается уже много лет российской стороной.

Но в любом случае, нынешний визит, по большому счету, не удовлетворил российские запросы. Что я здесь имею в виду? По поводу структуры торговли — она какой была, такой и останется. То есть Россия поставляет в Китай сырьевые ресурсы, причём в данном случае это рынок покупателя, где Китай как покупатель может диктовать собственные условия, потому что альтернатив, в общем-то, никаких уже нет, западные рынки для России закрыты.