Выступление «Какофонического оркестра» пародирует концерт современного американского джаза, с которым относительно широкие массы  москвичей познакомились всего за год до выхода «Незнайки в Солнечном городе» — во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957)

Выступление «Какофонического оркестра» пародирует концерт современного американского джаза, с которым относительно широкие массы москвичей познакомились всего за год до выхода «Незнайки в Солнечном городе» — во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957)

Иллюстрация Алексея Лаптева к первому изданию романа-сказки «Незнайка в Солнечном городе», 1958

65 лет назад, в ноябре 1958 года вышло первое отдельное издание романа-сказки Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» (до этого роман был опубликован в двух номерах журнала «Юность»). Одному из самых известных произведений советской литературы для детей посвящено эссе историка искусства Марины Дмитриевой, входящее в книгу «Аллотопии: Чужое и Другое в пространстве восточноевропейского города» (готовится к выходу в Новом литературном обозрении).

Автор эссе обращает внимание, что в книге Носова стандартно-идеальные представления о коммунистическом обществе, знакомые любому советскому школьнику 1950-х годов, сочетаются с отсылками к «взрослым» темам хрущевской оттепели — некоторому снижению репрессивности государства, публичному обсуждению новых, ранее запретных тем (в частности, «буржуазной науки» кибернетики) и даже борьбе с «архитектурными излишествами».

А в образе антиобщественных хулиганов-«ветрогонов», странно одевающихся, слушающих «какофоническую» музыку, грубящих окружающим и нарушающих безмятежный порядок Солнечного города, выведены московские «стиляги», разнуздавшиеся, конечно же, под влиянием иностранных гостей, наводнивших столицу в дни Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957):

«Как и москвичи, порядочные жители Солнечного города тоже принялись по-обезьяньи копировать стиль одежды ветрогонов, их агрессивное поведение и их музыку».

С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из эссе «Путешествие Незнайки в Солнечный город, или Злоключение с кибернетикой».

Марина Дмитриева — историк искусства, сотрудник Научно-исследовательского центра истории и культуры Восточно-Центральной Европы (Лейпциг), преподает в Лейпцигском университете.