"Ямал  СПГ" - один из ключевых энергетических проектов с участием китайских партнеров, который подпал под американские санкции. На фото: Церемония загрузки первого танкера в рамках проекта «Ямал СПГ», 8 декабря 2017 года.

"Ямал СПГ" - один из ключевых энергетических проектов с участием китайских партнеров, который подпал под американские санкции. На фото: Церемония загрузки первого танкера в рамках проекта «Ямал СПГ», 8 декабря 2017 года.

Фото: kremlin.ru

Элитные британские автомобили, в том числе Rolls-Royce и Bentley, по-прежнему поступают в Россию — в основном, через Азербайджан. Российская нефть Urals нашла новый рынок сбыта — ее закупает Венесуэла, эспортирующая собственную нефть в США. И вишенкой на торте — совместное расследование НКО Arctida и The Moscow Times: проект «Арктик СПГ 2» все два года войны получал необходимое ему оборудование европейских производителей. Кажется, что-то не так с санкциями: действуют только те, что касаются частных лиц, да и то — у богатых всегда находятся возможности побаловать себя.

О том, почему санкции не работают или работают плохо, я говорила с экспертами не раз. И всегда ответ был: нет действенного механизма контроля санкций. Не придумали, не додумались придумать, сами компании непуганые, слишком много путей обхода… Но западные страны работают над этим: вот уже и вторичные санкции начали вводить на компании-нарушители.

Тем не менее, перекрыть можно не все пути.