
"Ямал СПГ" - один из ключевых энергетических проектов с участием китайских партнеров, который подпал под американские санкции. На фото: Церемония загрузки первого танкера в рамках проекта «Ямал СПГ», 8 декабря 2017 года.
Фото: kremlin.ru
Элитные британские автомобили, в том числе Rolls-Royce и Bentley, по-прежнему поступают в Россию — в основном, через Азербайджан. Российская нефть Urals нашла новый рынок сбыта — ее закупает Венесуэла, эспортирующая собственную нефть в США. И вишенкой на торте — совместное расследование НКО Arctida и The Moscow Times: проект «Арктик СПГ 2» все два года войны получал необходимое ему оборудование европейских производителей. Кажется, что-то не так с санкциями: действуют только те, что касаются частных лиц, да и то — у богатых всегда находятся возможности побаловать себя.
О том, почему санкции не работают или работают плохо, я говорила с экспертами не раз. И всегда ответ был: нет действенного механизма контроля санкций. Не придумали, не додумались придумать, сами компании непуганые, слишком много путей обхода… Но западные страны работают над этим: вот уже и вторичные санкции начали вводить на компании-нарушители.
Тем не менее, перекрыть можно не все пути.
Нет смысла говорить про "российское общество". Слишком разнообразно и слабо связано. Но если вести речь об основных группах поддержки режима (бюджетники, люди старшего возраста, пенсионеры), то непонятно, откуда возникает предположение об их какой-то особой невосприимчивости к шокам. Колебания уровня жизни есть, но похоже они не воспринимаются катастрофическими. А возможно такими и не являются. Максимальный ущерб нанесен другим группам.
Русских на протяжении тысячи лет истребляло собственное государство. По сравнению с этим, для тех, кто выжил, западные санкции - что слону дробина.
Спасибо, неплохая статья. По поводу последнего абзаца: не мерьтесь своими порогами. Понимание у каждого этой темы разное.