Малайзийские симпатизанты «Хезболлы» на митинге против Израиля и США. Мужчина слева (в красном поло) держит флаг любимого движения. Куала-Лумпур, 2012 год

Малайзийские симпатизанты «Хезболлы» на митинге против Израиля и США. Мужчина слева (в красном поло) держит флаг любимого движения. Куала-Лумпур, 2012 год

Фото: Wikipedia / Firdaus Latif

Летом 2024 одним из объектов надоевшей ромашки «Рванёт — не должно» привычно служит Ближний Восток. В конце июля и начале августа лидеров местных радикальных движений проредила череда загадочных смертей, к которым с большой долей вероятности причастен Израиль. Это даёт специалистам и неспециалистам основания полагать, что очередная эскалация ближневосточного конфликта неизбежна.

Безусловно, наиболее значимым из жертв летних ликвидаций выглядит Исмаил Хания, семь лет служивший председателем Политбюро группировки ХАМАС. Однако за день до него погиб не столь публичный, но не менее зловещий по своим поступкам персонаж. 30 июля 2024 года в ливанском Харет-Хрейке оборвалась жизнь 63-летнего Фуада «Аль-Хадж Мохсена» Шукра, главы оперативного штаба боевиков движения «Хезболла» и де-факто главного силовика в структуре.

На протяжении десятилетий Шукр стоял за наиболее резонансными акциями товарищей: похищениями, убийствами, ракетными обстрелами. Соратники убитого предсказуемо анонсировали страшную месть злокозненным сионистам, но ожидаемо уклонились озвучить её конкретные сроки и формы. Ограничится ли «Хезболла» символическими ударами, или речь идёт о попытке полномасштабного вторжения, вроде удара ХАМАС по Израилю 7 октября 2023?

А ведь в отличие от коллег из Сектора Газа, ливанские исламисты — не узурпаторы, некогда силой взявшие власть на своей территории. За последние 35 лет «Хезболла» накрепко приросла к легитимной Ливанской республике и по своим реальным возможностям намного превосходит беспомощные законные власти в Бейруте. Фактически «Партия Аллаха» давно стала передовым форпостом Исламской республики Иран у израильских границ.

Две недели пустого гнева

История противостояния еврейского государства с недружелюбными соседями — это не одни лишь блистательные короткие войны вроде Шестидневной или Судного дня и сверхуспешные точечные удары, как операции «Вавилон» или «Шаровая молния». В длинном перечне конфликтов можно сыскать и такие, что не принесли Израилю убедительной победы на поле боя, а политически обернулись одними издержками. Например, так вышло весной 28-летней давности.

11 апреля 1996 командование ЦАХАЛ начало операцию «Гроздья гнева» в южных мухафазах Ливана. Боевым действиям предшествовал очередной виток напряжённости на северных израильских рубежах. Сперва от израильской ракеты погибли двое ливанцев, чинивших водонапорную башню в приграничном Ятере. Затем группировка «Хезболла», уже представлявшая реальную власть на юге Ливана, ответила на этот инцидент массовым обстрелом соседской территории.

Израильская пехота на бронетехнике наступает вглубь Ливана в дни «Гроздьев гнева», 15 апреля 1996 года

Фото: Wikipedia / Beni Birk

Израиль признал свой изначальный удар ошибкой. Вместе с тем, правительство Шимона Переса объявило об армейской операции с целью не допустить эскалации конфликта. В Иерусалиме надеялись, что военный успех позволит надавить на официальный Бейрут и его союзников, чтобы те потом разоружили «Хезбаллу» или хотя бы уменьшили её реальное влияние на события в регионе.

Израильтяне действовали достаточно жёстко. С первых часов «Гроздьев гнева» военная пропаганда предписывала жителям южного Ливана немедленно покинуть родные дома и перебраться на север. Бейрут и другие крупные города страны были взяты в блокаду. Ударам подвергались аэропорты, энергетическая инфраструктура и другие жизненно важные объекты.

«В районах южного Ливана, где ведутся военные действия, всё ещё находится почти 60 000 гражданских лиц. Приказы об эвакуации целого региона — в данном случае противоречащие международному гуманитарному праву — отданные жителям деревень на юге Ливана, не освобождают Израиль от обязанности уважать гражданских лиц, всё ещё находящихся на месте»

— из заявления Международного Красного креста, апрель 1996 года

Наиболее трагический эпизод «Гроздьев» пришёлся на 18 апреля 1996. В окрестностях деревни Кана спецназ ЦАХАЛ попал под миномётный огонь боевиков «Хезболлы». Солдаты запросили артиллерийскую поддержку, и батарея гаубиц М-109А2 ударила по предполагаемому месту нахождения противника.

Ответный залп пришёлся по комплексу миротворцев ООН, где укрывались гражданские жители — 106 человек погибли.

По одной из версий, артиллеристы пользовались устаревшими картами и неверно рассчитали свой огонь. По другой, израильтяне намеренно били по комплексу, поскольку миномётчики «Хезболлы» укрылись после своего обстрела именно там. В любом случае, Израиль в который раз попал под шквал международной критики — в данном случае вполне обоснованной. Спустя неделю с небольшим командование вынужденно свернуло «Гроздья гнева», не добившись ни военных, ни политических результатов.

В 2006 году невезучая Кана повторно пострадает от израильской армии: при бомбёжах погибнут 28 мирных жителей

Фото: Wikipedia / feyrouz

Сверхцель операции — внушить ливанцам, что Израиль открыт к добрососедству, если Бейрут покончит с «Хезболлой» — была с треском провалена. Напротив, после 18 апреля 1996 тысячи граждан арабской республики убедили себя: отважное ополчение — единственная защита Ливана от сионистского хищника.