Люди, которые со мной знакомы, знают, что я люблю книги. Просто пять лет я проработал в первом в России книжном интернет-магазине, да и сегодня полки и даже стол моего кабинета в московском офисе Google заставлены книгами, которые я иногда успеваю прочесть. Неудивительно, что к сервису Google «Поиск по книгам» (Google Books Search) у меня совершенно особенное, я бы даже сказал, личное отношение. С момента запуска сервиса вокруг него ведется множество споров, в которых участвуют издательства, авторы, юристы, книгопродавцы, гиганты онлайн-бизнеса и даже официальные лица. Давайте на мгновение отставим в сторону юридические тонкости (к ним мы еще вернемся) и попробуем встать на сторону пользователя. Представьте себе, что вам вдруг захотелось пролистать книгу, прочитанную много лет назад, и из которой вы помните только цитату (или сюжет, или имя главного героя). Если вам очень повезет, то друзья или онлайн-сообщества любителей книг подскажут вам ее название или автора. Однако в ближайшем книжном магазине (или библиотеке) вы вполне можете обнаружить, что книга уже давно не переиздавалась, и найти ее нет практически никакой возможности. Усложним задачу – представьте, что вы кандидат наук, которому для написания диссертации совершенно необходимо найти тот или иной научный труд по вашей теме, вышедший крохотным тиражом в одном из университетских издательств. Что вы сможете сделать, если в библиотеке вашего города этого издания нет? А если вы историк, или ученый, биограф или исследователь и ваша работа заключается в изучении редких архивных изданий, находящихся в единичных экземплярах всего в трех – четырех библиотеках мира? Очень немногие смогут позволить себе совершить кругосветное путешествии в поисках нужной книги. А что, если вы изучаете редкий иностранный язык – или, тем более, древние языки? Или ищете определенное издание или просто редкую книгу? Можно найти множество примеров того, насколько ценным сервис, подобный «Поиску по книгам», может стать (или даже уже стал) для пользователей. И примечательно то, что вовсе не пользователи возражают против сервиса, – в СМИ публикуются заявления издателей, авторов и других игроков книжного рынка. Однако противоречит ли сервис интересам издательств? Похоже, что нет: крупнейшие издательства в США, некоторые европейские издательские дома, и в том числе ведущие российские издательства, уже присоединились к проекту. Для них – это возможность зарабатывать деньги не только от традиционных продаж в офлайне, но и увеличить онлайн-продажи. Кроме того, он позволяет монетизировать тексты книг, вышедших из печати, права на которые не приносят издательствам дохода. Повредит ли проект заработкам авторов? Напротив, Билл Эшиксон, один из нынешних сотрудников Google и автор книги о высокой французской кухне, пишет в Wall Street Journal, что его некогда популярная книга не принесла ему ни цента с того момента, как издательства прекратили ее выпуск, но при этом сохранили на нее свои права. C «Поиском по книгам» тысячи таких авторов, как Билл, смогут получать доходы от своих произведений – теперь хранящихся в цифре. Пострадают ли книжные магазины? Снова нет, Google Editions – одно из обновлений сервиса – позволяет как традиционным книжным ритейлерам, так и онлайновым магазинам, предоставлять пользователям платный доступ к электронным версиям новых и старых книг, хранящихся на серверах Google, – при этом оставив себе большую часть доходов. Согласитесь, странно, что проект, нужный пользователям и выгодный как авторам, так и игрокам рынка, созданный согласно действующим принципам и нормам авторского права и имеющий многочисленных партнеров по всему миру, подвергается постоянной критике. Ответ, на мой взгляд, в том, что до недавнего времени подобный сервис представлял проблему, скорее, технологическую: для столь масштабного проекта нужны недоступные ранее огромные хранилища данных, развитые технологии сканирования и распознавания, высокая скорость обработки и просто быстрый широкополосный доступ у миллионов пользователей. Сегодня этот вопрос перешел в сферу юридических и коммерческих интересов – не только издательства, но и многие другие производители контента (например, музыкальные лейблы, теле- и киностудии) еще только определяются с тем, как зарабатывать деньги в эпоху, когда все более значительная часть контента находится и потребляется в Сети. Поиск по книгам – это реальная возможность сделать это уже сегодня – и вернуть читателям миллионы книг, которые по каким-то причинам были затеряны в океане информации.