Обложка русскоязычного издания книги Уолтера Айзексона "Илон Маск", выпущенного издательством Corpus

Обложка русскоязычного издания книги Уолтера Айзексона "Илон Маск", выпущенного издательством Corpus

corpus.ru

Выбор Илона Маска в качестве фигуры, достойной семисотстраничной авторизованной биографии, кажется весьма необычным. Ее автор Уолтер Айзексон ранее посвящал свои фирменные жизнеописания людям, уже успевшим всецело «сказать свое слово» и чью роль в истории из-за этого оценить было куда проще: Альберту Эйнштейну, Бенджамину Франклину, Генри Киссинджеру, Стиву Джобсу…Маск в этой компании кажется лишним, и во время прочтения книги о нем меня не покидало ощущение, будто бы она написана «в аванс».

В США она вышла, когда бизнесмену было лишь 52 года, от своей ключевой цели — становления многопланетной цивилизации — он еще бесконечно далек, как и от некой культовости, которая могла бы оправдать килограммовый вес бумажного издания его биографии.

При всех заслугах Илона в бизнесе и инновациях, воспринимается он во многом как медиаперсона и даже политический активист с до невозможности переменчивыми взглядами по вопросам, к которым у него с аналогичной регулярностью то вспыхивает, то пропадает интерес: от Украины до woke-культуры и антисемитских теорий заговора. Из-за такой динамичности и незавершенности Маска как персонажа текст Айзексона — по форме, безусловно, являющийся классической для США «биографией великого человека» — читается скорее как излишне подробный учебник по связям с общественностью.

Потому что единственное цельное смысловое зерно, извлекаемое из 95 глав книги — это своего рода инструкция по формированию публичного имиджа для предпринимателя, желающего, чтобы о нем постоянно говорили. Маск этим искусством владеет в совершенстве, из-за чего, например, в России любой его публичный жест примерно с 2018-го года провоцирует медийную истерику и поток новостных заметок — будто бы ньюсмейкером выступает политик первого уровня.

Ведущая телеканала «Россия» Наиля Аскер-заде и Илон Маск в 2023 году

t.me/nailyaaskerzade

Главную причину такого вирального потенциала Маска Айзексон озвучил в интервью для The Atlantic, вышедшем после публикации биографии: «Он, вероятно, самый важный человек, толкающий нас в эпоху электромобилей и пауэруоллов». Это очень распространенное убеждение и главный лейтмотив «Илона Маска» Айзексона, который, заявляя о своем беспристрастном стремлении «быть честным наблюдателем», бизнесмена чрезвычайно романтизирует. Описывая его чуть ли не как современного Прометея, который расширил границы понятия «частный предприниматель» до масштабов «пионеров освоения космоса», очарованных авантюрами и мечтами.

«Порой великими новаторами становятся сознательно идущие на риск великовозрастные дети, которые упрямо отказываются приучаться к горшку. Они бывают безрассудными, неприятными и даже деструктивными. Они также бывают безумными. Безумными настолько, чтобы счесть, что им под силу изменить весь мир», — на такой пафосной ноте Айзексон завершает свою эпопею о Маске. И к такому тону вы должны быть готовы, если в ваши планы входит прочесть недавно переведенный на русский бестселлер The New York Times.