
Перевод с английского Евгения Поникарова; редактор Максим Череповский
Оригинальное издание: 'Filterworld: How Algorithms Flattened Culture', by Kyle Chayka (Doubleday, 2024)
Почему мы так охотно пользуемся рекомендательными алгоритмами («Вам также может понравиться…»)? Потому что уже не в состоянии самостоятельно решить, что нам нравится, а что нет, пишет американский журналист Кайл Чейка, автор бестселлера «Мир-фильтр. Как алгоритмы уплощают культуру» (русский перевод только что вышел в издательстве Corpus).
В эпоху, когда алгоритмы стремятся предугадать наши желания и сформировать наши предпочтения, вопрос личного вкуса приобретает особую значимость. Что значит иметь собственное эстетическое суждение, когда технологии непрерывно подсказывают нам, что должно нравиться? Философы на протяжении веков размышляли о природе вкуса как о чем-то глубоко личном, требующем времени и удивления — именно тех качеств, которые противоречат логике современных цифровых платформ. Между комфортом автоматических рекомендаций и трудоемким процессом формирования собственных предпочтений лежит пространство, где раскрывается наша подлинная идентичность. Возможно, сегодня как никогда важно задуматься о том, как мы определяем, что нам действительно нравится (написано с помощью алгоритмов LLM Claude).
С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент главы «Хороший вкус».
Ничего удивительного. Человек должен: а) принадлежать социальной группе, причём на нескольких уровнях иерархии; б) чем-то выделяться в группе нижнего уровня (зачем - не знаю, но это зашито глубоко). Следовательно, он должен разделять вкусы своей группы, по крайней мере нижнего уровня, и в чём-то проявлять индивидуальность.
Очень неплохой текст, спасибо!