Обращение к оракулу. Картина Джона Уильяма Уотерхауса (1884)

Обращение к оракулу. Картина Джона Уильяма Уотерхауса (1884)

Книга исследователя технологий и научного журналиста Майкла Шраге «Двигатели рекомендаций» (The Recommendation Engines), вышедшая (по-английски) в издательстве Массачусетского технологического института, посвящена истории и устройству рекомендательных систем, которые лежат в основе бизнеса практически всех современных интернет-гигантов, в том числе Amazon, YouTube, Spotify и Netflix.

Предлагаем адаптированный перевод отрывка из введения к книге, в котором автор кратко касается истории предсказаний и прогнозов с глубокой древности до наших дней.

Майкл Шраге (Michael Schrage) — научный сотрудник Слоуновской школы менеджмента при Массачусетском технологическом институте, эксперт по инновациям и интернет-метрикам, автор нескольких книг.

* * *

Рекомендательные системы расширяют наши возможности и оказывают влияние на нашу жизнь — точь-в-точь как паровые машины в свое время двигали вперед наступающую индустриальную эру. Машины рекомендаций персонализируют, настраивают и преобразуют наш выбор во всем, начиная от музыки, книг и видео, и заканчивая едой, карьерой, дружбой и любовью.

Однако эта идея отнюдь не нова. Да, технические методы рекомендаций радикально изменились, однако извечная борьба человечества за самопознание и контроль над собственной жизнью безостановочно продолжается. И чтобы понять динамику, которая определяет будущее рекомендательных систем, нет лучшего способа, чем взглянуть на их богатое и захватывающее прошлое.

Первые машины рекомендаций имели божественное происхождение. Цари и простолюдины обращались к богам за советом. Древние астрологи со всего мира составляли карты небесных влияний. Оракулы, провидцы и прорицатели классической древности толковали знамения и предзнаменования пришедшим издалека просителям, а желание получить божественный совет было общим для всех эпох, культур и географических регионов. История рекомендаций — это история того, как люди просят совета и воспринимают его.

Ниже я расскажу о нескольких людях и изобретениях разных эпох (от 3000 лет до н. э. до сегодняшнего дня), которые наиболее полно воплощают символическую сущность глобальной популярности рекомендаций. Мой выбор может показаться необычным — но именно как таковой он и задуман. Мне кажется странным (и одновременно притягательным), что рекомендательные модели тысячелетней давности остаются столь актуальными по сей день.