«Хотя Российская Конституция предоставляет президенту больше властных полномочий, чем премьер-министру, существует некая неопределенность в вопросе, кто именно из этих двух представителей власти на самом деле принимает ключевые решения. Это усложняет политическую обстановку для проведения реформ». Такой приговор тандему Медведев-Путин вынес Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в своей новой «Стратегии для Российской Федерации. 2009 – 2012». Полный текст стратегии (объемом в целых 112 страниц) был впервые опубликован в пятницу (4 декабря) на сайте банка, хотя предварительные краткие сообщения о ее содержании появились еще в конце ноября. Стратегия – базовый документ ЕБРР, который принимается раз в три года и на основании которого банк распределяет миллиарды евро. Так что это – не пустые разглагольствования европейских бюрократов. К 1 октября 2009 года доля России в общем портфеле кредитов и инвестиций ЕБРР составляла 31%, а в абсолютных цифрах – 7 млрд евро. Всего с начала работы банка в России им были реализованы 583 проекта на сумму 12,1 млрд евро. ЕБРР – политический финансовый институт. Он предоставляет деньги на проекты не столько ради того, чтобы заработать, сколько ради неких политических идей. Идея ЕБРР – помочь странам бывшего соцлагеря перейти к капиталистической экономике, содействовать либеральным экономическим реформам, которые позволяют создать на месте плановой экономики – рыночную. Раз в год ЕБРР составляет так называемые Transition Report – отчет о том, на какой стадии находятся сейчас «переходные экономики» страны Восточной Европы и СНГ. Этот документ для банка едва ли не важнее годового отчета, потому что именно от степени прогресса стран бывшей «Советской империи» на пути реформ зависит его деятельность. Поэтому для ЕБРР готовность властей проводить реформы, содействующие развитию рыночной экономики, сокращению вмешательства государства в экономику и росту частного бизнеса, – это пункт номер один при оценке положения дел в конкретной стране. И вот, банк пришел к выводу, что появление тандема Медведев-Путин в России таким реформам не способствует. Почему? «Нет никаких существенных признаков разногласий между президентом и премьер-министром (они уже длительное время являются политическими союзниками), однако расхождения во взглядах как внутри правительства, так и между правительством и администрацией президента по поводу ключевых проблем, например, по поводу роли государства в экономике, периодически возникают. Это нормально в любой демократической стране, но в российской системе консолидированной демократии подобные политические разногласия всё меньше разрешаются через прозрачные процессы с участием избирателей и гражданского общества, а вместо этого способствуют движению в политический тупик», – говорится в новой стратегии ЕБРР. Что эта за консолидированная демократия, которая ведет в тупик? «Согласно Конституции 1993 года, подотчетность российской власти осуществляется через несколько механизмов: конкурентные периодические выборы, разделение полномочий между исполнительной, законодательной и судебной ветвями власти, право граждан на свободное участие в независимых объединениях. Однако за прошедшие несколько лет все эти механизмы, гарантирующие подотчетность и создающие баланс политической системы, ослабли, по мере того, как концентрация власти в руках исполнительных органов усилилась», – считают в ЕБРР. Исполнительные органы власти – это прежде всего президент страны, поэтому консолидацию российской демократии можно с полным правом считать заслугой Владимира Путина. Но в прошлом году у страны появился новый президент – Дмитрий Медведев. Он ЕБРР разочаровал. «Предвыборная программа президента Медведева включала такие темы, как политический плюрализм, открытое общество, верховенство закона, повышение качества управления, что было позитивно встречено как международным сообществом, так и объединениями российского гражданского общества, – говорится в «Стратегии». – Медведев уверял, что намерен усилить партийную систему и двигаться в сторону демократии «без определений» (таких как «управляемая» или «суверенная»). Однако с момента инаугурации Медведева в мае 2008 года, появилось не много признаков ощутимого прогресса в этом направлении. Результатом последних региональных выборов в октябре 2009 года стала дальнейшая концентрация власти в руках партии «Единая Россия». В своем первом же послании президент Медведев объявил о крупной политической реформе, которая продлевает срок президентских полномочий с четырех лет до шести, а срок полномочий Думы с четырех лет до пяти. Этот шаг может ослабить подотчетность власти». «Идеи экономических и политических реформ озвучивались, но так и не превратились в конкретную программу с ясным центром инициативы», – отмечает ЕБРР. Банк не пропустил мимо ушей идеи Медведева по модернизации государства, укрощении бюрократии и борьбе с коррупцией, но также отметил недостаточное воплощение этих идей в жизнь и «отсутствие последовательной политической воли взяться за проблему в корне». Таким образом, Путин потратил свой президентский срок на консолидацию власти, а Медведев оказался фигурой, чью способность принимать ключевые решения в стране банк поставил под сомнение. В итоге, с реформами возникла заминка. «Широкомасштабное ускорение реформ, обещанное предыдущей и нынешней администрацией, так и не материализовалось. Благоприятные внешние условия и уверенный рост экономики способствовали торможению реформ, а внимание ключевых политиков большую часть 2007 года было сосредоточено на вопросе преемственности власти», – говорится в «Стратегии». Медведев тоже может списать свои неудачи с реформами на внешние факторы, кроме того, вопрос о преемственности власти опять стал едва ли не центральным. «Финансовый кризис, который в полную силу поразил Россию осенью 2008 года, возможно, повлиял на график реализации многих из политических инициатив президента, – оправдывает Медведева ЕБРР. – Внимание правительства было сфокусировано на краткосрочных мерах, смягчающих влияние кризиса на бизнес, финансовый сектор и домохозяйства. Резкий рост безработицы и снижение уровня жизни, обесценивающие два ключевых достижения предыдущей администрации, привели к изменению настроений – всё меньше людей верят, что страна находится на правильном пути». Банк опасается, что некоторые из антикризисных мер, например, установление новых торговых барьеров, финансовая поддержка отсталых предприятий, национализация, могут способствовать снижению конкурентоспособности экономики. Кроме того, ЕБРР, ссылаясь на данные международных наблюдателей, сообщил об опасениях, что распределение средств антикризисной программы происходит без надлежащего контроля и может способствовать росту коррупции. На фоне всех этих событий ожидать какого-то резкого прогресса в реформах в России не приходится. Подводя итог, банк призывает российские власти более активно содействовать «свободному обмену идеями и информацией, открытому общению с гражданским обществом, расширять политическую конкуренцию», а также заняться, наконец, реализацией обещанных мер по борьбе с коррупцией, установлению верховенства закона и проведению судебной реформы. На первый взгляд, обычный набор европейских пожеланий, но это резюме. Текст «Стратегии» довольно подробно останавливается на деталях, и желающие могут с ними ознакомиться. Сам же банк, дав в целом негативную оценку положения дел с реформами, совершенно не собирается сидеть сложа руки. На 1 октября 2009 года советом директоров ЕБРР уже было одобрено предоставление российским компаниям 1,7 млрд евро. Окончательные соглашения по этим инвестициям пока не подписаны. На разной стадии продвинутости находятся проекты еще на 3,6 млрд. евро. Новая стратегия определяет четыре приоритета: энергоэффективность, диверсификацию российской экономики с целью ухода от зависимости от цен на нефть, обновление инфраструктуры, укрепление банковской системы и развитие рынка капитала, в первую очередь, рублевого. Это не размытая политическая программа. Это направления, по которым будут распределяться миллиарды евро. ЕБРР надеется, что своим участием в российских проектах он содействуют рыночным реформам в России. А вот кто среди российских политиков содействует реформам, пока так и не ясно.
ЕБРР не понимает, кто в России главный
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Путин потратил свой президентский срок на консолидацию власти, а Медведев оказался фигурой, чью способность принимать ключевые решения в стране банк поставил под сомнение
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...