Физические носители вроде компакт-дисков отмирают. Рекорд-лейблы вынужденно переориентируют свой бизнес на что-то более актуальное. Продать музыку невозможно, потому что люди привыкли получать ее бесплатно в интернете. Шоу-бизнес никогда не будет прежним. Эти и другие мифы о цифровой революции в музыке мы обсудили с генеральным менеджером компании EMI/Gala Records Сергеем Балдиным. Он согласен с тем, что лицо рекорд-бизнеса сильно изменится в ближайшее время, но в будущее смотрит с большим оптимизмом. – Рекорд-бизнес столкнулся не только с мировым экономическим кризисом, но и с цифровой революцией, в связи с чем упал спрос на диски и было много прогнозов, что это направление вообще умрет как бизнес. Вы с этим не согласны? – Категорически не согласен с тем, что с изменением формата и уходом от CD бизнес становится неинтересным. Я в бизнесе уже лет 16 – 17, и такого интересного времени, как сейчас, на моей памяти никогда еще не было. Нет ничего страшного в том, что появляются новые форматы. Надо создавать востребованный музыкальный контент и правильно управлять им. Музыка сегодня востребована, как никогда. В жизни человека она занимает столько места, сколько не занимала еще никогда. Музыка – везде. – Но, по мнению потребителя, она везде – и бесплатно. – Действительно, молодое поколение, в основном, потребляет музыку из интернета бесплатно. Но это из-за того, что ей не было предложено альтернативных платных сервисов качественного контента. Сейчас они формируются. Не так давно стартовал ресурс Yota, который предлагает в формате связи 4G, помимо беспроводного скоростного интернета, доступ к музыке в разных вариантах: это и определенный ограниченный доступ, включенный в трафик, и подписка, и покупка определенных треков точечно. Компания Nokia в конце ноября запустила сервис «Вместе с музыкой» – вместе с телефоном потребитель получает безлимитный доступ к музыкальному контенту в объеме около 4 млн фонограмм. Там обширные каталоги, плюс они активно собираются работать над новой музыкой, потому что новые синглы дают хорошие объемы продаж. Таких телефонов может быть продано значительное количество, ведь Nokia – лидер российского рынка мобильных телефонов. Что касается музыки, которая нелегально лежит в интернете, могу поделиться одной историей. Мой друг хотел научиться слепому методу набора на клавиатуре. Есть очень распространенная программа «Соло на клавиатуре», которую друг попытался скачать из интернета. Программка маленькая, легонькая, он не думал, что с этим будут проблемы. И нигде не нашел бесплатной версии этой программы – везде попадались демоверсии, а потом следовало предложение ее приобрести. Это здорово, что они смогли защитить свой продукт от пиратов. Значит, это возможно! – Как это можно осуществить в масштабе всего рекорд-бизнеса?
– Шагов делается много, созданы организации, ассоциации… Наша компания пока наблюдает, что из этого получится. Мы стараемся максимально идти навстречу всем инновационным технологиям, музыкальным сервисам, которые появляются, и оказываем всяческое содействие для того, чтобы они развивались. Только удобные, доступные, легко оплачиваемые сервисы, работающие в удобном для пользователя интерфейсе будут конкурентоспособными. Конечно, по цене они не создадут конкуренции пиратам: те просто не платят за музыку, а легальные сервисы – платят. Но пиратские сервисы в большей степени неудобны – там всплывающая реклама и огромное количество всякого дерьма, которое приходится потреблять вместе с музыкой. – На рингтонах удалось хорошо заработать, потому что они легко оплачивались с помощью SMS. Какие системы оплаты будет удобно использовать для музыки? – Из услуг музыкальных сервисов мобильной связи самой высокодоходной (объем выручки – 34%) является «Гудок», или рингбэктон: музыкальный фрагмент находится на сервере оператора и не поддается копированию никоим образом. Рингтон или более популярный сейчас реалтон можно легко скачать с мобильного телефона товарища или из интернета, поэтому доходность этого направления ниже. Мы считаем это очень перспективным направление мобильного интернета. На сегодняшний день у всех операторов большой тройки есть тарифы с безлимитным интернетом. На разных территориях уже существует связь формата 3G, которая позволяет с большой скоростью передавать данные. Обещают, что в ближайшее время появится связь такого формата и в Москве. Если это будет сделано, и количество телефонов с тарифом с безлимитным интернетом составит 20– 30%, можно будет говорить о качественном изменении рынка реализации, в том числе и музыки. – Мейджоры в свое время задрали цены на носители – фирменные диски стоили 600700 рублей… – Сейчас они стоят тысячу. – Народ, не считая коллекционеров, выбирал пиратские предложения – может быть, худшего качества, но существенно дешевле. Сколько должны стоить треки, чтобы за них захотелось платить? – Перво-наперво надо сказать, что никогда легальные компании не будут конкурировать с пиратскими по цене. Музыка на сегодняшний день является одним из самых дешевых товаров, представленных на рынке. Килограмм вареной колбасы стоит дороже, чем компакт-диск. Поэтому мы не будем конкурировать с пиратской музыкой по цене. А что касается конкуренции в умах людей, сервисы должны быть удобны, дружественны потребителю и доступны. Мобильный интернет позволит это сделать. Развивается формат подписки, когда человек платит небольшие деньги, за которые получает на какое-то время нелимитированный доступ к музыкальному контенту. – Должны быть ознакомительные возможности – скажем, бесплатно послушать музыку, чтобы решить, готов ли ты за нее платить. – Моделей очень много, и интерес работы с музыкой как раз-таки и заключается в том, чтобы выбрать наиболее эффективную. Компании, которые считали, что музыка может существовать только в формате компакт-дисков, сейчас переживают катастрофу. Но это не катастрофа, а нормальное развитие рынка: мне понравилось, что вместо слова «кризис» вы употребили термин «революция». Это слово гораздо более правильно отображает текущую ситуацию. – И бизнесмены должны проявить чутье, чтобы выбрать наиболее перспективное направление монетизации? – Разумеется. В музыкальном бизнесе понятие «чутье» всегда было востребовано. Чутье в музыкальном контенте, в целевой аудитории, в способах продвижения и реализации. – В 8090-е годы рекорд-лейблы активно формировали рынок: придумывали звезд, продвигали их, зачастую навязывали. В новых условиях им отводится вспомогательная роль? – Я не однажды слышал позицию, что рекорд-компании формируют вкусы и, соответственно, спрос, но не готов ее разделить. Если люди хотят слушать такую музыку, мы должны дать им возможность эту музыку слушать. – Если музыку постоянно рекламировать, ее захотят. – Это заблуждение. Сделать человека известным благодаря медиатехнологиям можно. Сделать человека любимым – невозможно. Можно сделать так, что песню будут знать все, но никто при этом не будет хотеть ее слушать. Радиостанции себе не враги: они зарабатывают не тем, что в их эфире находится музыка, а тем, что звучит реклама. Реклама же появляется, если станцию с любовью и желанием слушает большое количество людей. А это возможно только с той музыкой, которая им нравится, а не которую им вкручивают в мозги. – То есть, эффект привыкания вы отрицаете? – Я бы не впадал в крайности и не говорил, что бывает только так или только эдак. Есть песни более яркие, менее яркие, но то, что совсем не нравится и не подходит, не станет популярным. Некоторым тысяча эфиров нужна только для того, чтобы его как-то начали узнавать. Может, через пять тысяч появится и любовь. Стерпится – слюбится. Но зачем же так мучиться? Артист, поющий то, что хочет слушать публика, имеет гораздо больше перспектив. – Многие артисты жалуются, что им нет смысла записывать диски: затраты на запись и производство не отбиваются продажами, в том числе и цифровыми. Видимо, это артисты, без которых зритель, в принципе, может обойтись. Значит ли это, что популярный, востребованный и любимый музыкант в любых рыночных условиях будет «в шоколаде», будет иметь возможность хорошо зарабатывать на этом? – Здесь надо принимать во внимание большое количество исходных данных. Когда артист записывает музыку и планирует вернуть деньги только с продажи диска, он лукавит. Почему бы часть денег, заработанных на концертах, не направить на производство музыкального материала? Цифровые продажи тоже могут покрыть часть расходов. Принятые законы позволяют сейчас собирать деньги за публичное звучание фонограмм – если запись звучит на радио и ТВ активно, музыкантом будут зарабатываться неплохие деньги и с этого. Я уже не говорю об использовании музыки в рекламе, телепередачах, кино. Не совсем правильно расходы на запись пытаться вернуть только с продажи этой записи, да еще и мечтать на этом заработать. А концерты? «Концерты – это святое, вы их не трогайте», – рассуждает артист. Хотя тот же диск может дать такую рекламу будущим концертам, что доход от них в разы покроет затраты на запись. Музыкальный бизнес – это геометрическая фигура с большим количеством граней, которые к тому же не имеют постоянного размера и конфигурации. Увеличиваются концерты – сдуваются диски. Артисты в зависимости от возраста, целевой аудитории зарабатывают очень по-разному. Есть музыканты старшего поколения, которые вообще не продаются на пластинках. Давно ли вы держали в руках новый диск Валерия Леонтьева? – Давно. – Я тоже. У Лещенко недавно вышел сборник, а номерных альбомов не было много лет. Но эти исполнители ничуть не менее любимы, известны и успешны. Они делают акцент на концерты. В молодежной музыке многие не дают больших концертов в залах, работая только в клубах, как наша группа «Инфинити»: при этом одна ее песня была продана тиражом более миллиона экземпляров в цифровом виде. Есть такие артисты, как Григорий Лепс, который даже в наше непростое время продает сотни тысяч дисков и собирает 15 – 16 тысяч человек на сольном концерте в «Олимпийском»: без гостей, без разогрева, вышел один на сцену и три часа держал внимание многотысячного зала. Музыкальный бизнес очень разнообразен. Есть группы, которые вообще никто не знает, их ни видели ни на концертах, ни в клипах, но они приносят существенные деньги в цифровых продажах. – Неизбежно ли превращение компакт-диска в подарочный, коллекционный вид носителя? – Неизбежно, но можно провести легкую параллель с виниловыми пластинками, которые из активного обихода вышли в конце 80-х. – Ага, как раз тогда «Мелодия» начала выпускать то, что народ хотел слушать. – Но тогда же появились высокого качества бобинные и кассетные магнитофоны. Виниловые диски не могли конкурировать с кассетами по удобству использования, хотя качество было хуже. Но людей устраивало. – Переписывали по десять раз с «Электроники» на «Романтику» – и ничего. – Их устраивало (смеется). В середине 90-х пришли компакт-диски. Виниловые пластинки, казалось бы, ушли насовсем. Но на сегодняшний день компания Gala Records является одним из больших импортеров винила. За последний год объем продаж винила у нас вырос на 50 процентов. У меня 16-летний сын предлагает поехать купить виниловый проигрыватель (у меня его дома отродясь не было): «Хочу слушать, мне это нравится». Люди, которые привыкли потреблять музыку на компакт-дисках, будут продолжать это делать. Даже я, имея возможность слушать музыку в любом формате, люблю, когда носитель можно потрогать, подержать. Я – не один такой. Компания, где я раньше работал, выпускала серию «Дискотека 80-х». Издано 18 выпусков! Казалось бы, бэк-каталог, песни 20-летней давности – тем не менее, ее раскупали в таких объемах, в которых не покупают современных исполнителей. – Обширный каталог EMI – выгодное направление в бизнесе? Или спрос на «вечные ценности» тоже падает? – В каталоге EMI много музыки, которую люди знают 10, 20, 30 лет – Beatles, Depeche Mode, Deep Purple… Возраст их аудитории достаточно высокий – и продажи достаточно стабильные. 9 сентября вышел бокс-сет с ремастированными изданиями всех альбомов Beatles: по миру продали более 3 млн экземпляров. У нас его оптовая цена была около 10 000 рублей, при этом в день релиза было продано 15 тысяч боксов. На днях выйдет сборник Queen – уверен, что и его будут хорошо покупать. Выпускать дешевые диски становится не так интересно. А вот за диски с идеей, красиво оформленные, чтобы их было приятно взять в руки, с дополнительными материалами, фото – люди готовы платить. – Несмотря на плачевные перспективы CD, у компании Gala Records на контракте всегда есть артисты, которые очень хорошо продаются именно на физических носителях – начиная от «Сектора Газа» и заканчивая Максим. – Мы стараемся не выпускать из виду все направления, которые сейчас интересны музыкальному бизнесу. – А как вам удается «завлекать» самых востребованных артистов? У вас скауты какие-то или чутье сверхъестественное? Откуда вдруг взялась певица Ика, которая никому не была известна, и вдруг продала свою песню огромными тиражами? Вы внимательно отслушиваете то, что в других фирмах выбрасывают в мусорную корзину? – Новым музыкальным материалом занимается у нас отдел A&R (артисты и репертуар). В нашей компании около десяти человек занимаются только этим. Что касается источников поступления информации, то они различны. По поводу пресловутых демозаписей, которые приносят в офис, могу сказать, что я слушаю их, по меньшей мере, лет десять – и ни одной песни среди них не нашел. Ни одной. – А где же находите? – Мы занимаемся бизнесом несколько в большей степени, нежели творчеством. Оно отдается на откуп продюсерских центров, авторов и исполнителей, которые создают музыкальный материал. Когда этот материал получает некий отклик аудитории, подключаемся мы. Хороший пример – Петр Налич. Мы стали свидетелями трех миллионов посещений его ролика на YouTube, и стало очевидно, что с этим человеком можно работать, что он востребован. Если больше миллиона человек что-то посмотрело, на это точно нужно обратить внимание. Хит Ики был создан до нас, мы его услышали уже на радио. Практически все компании, которые занимаются русскоязычной музыкой, вели с ней переговоры, но контракт подписали мы. Музыка может быть любой – на тысячу лет, на десять, на один день. Если она сегодня нужна, мы тоже должны ее дать. – Какие стили становятся более востребованными? – Благодаря компьютеру и программному обеспечению творцами музыки может становиться все большее количество людей. Чтобы сегодня стать диджеем, уже даже не надо учиться сводить: компьютерная программа за тебя это сделает. Скоро можно будет компьютеру что-то напеть, а остальное он предложит сам. Дело техники. Думаю, что новая музыка будет развиваться в электронном направлении; чем больше людей будет этим заниматься, тем больше вероятность, что там появится что-то очень интересное. – У Сергея Шнурова были претензии к Gala Records, он считал, что от него скрывают истинные тиражи продаж «Ленинграда». У певицы Максим нет претензий: она говорит, что ее не обижают, а в бухгалтерию она не вдается. Отношения с артистами должны быть доверительными или сугубо профессиональными? – Должно быть и то, и другое. Компания Gala Records 21 год работает исключительно «в белую». Если бы Сергей Шнуров уполномочил своих адвокатов или аудиторов прийти и оценить объемы реальных продаж, он бы увидел, что представленный ему отчет в полной мере соответствует действительности. У нас по-другому не бывает. У Максим и любого артиста, который работает с нами, есть возможность нанять аудитора и проверить любые возникшие подозрения. То же самое с цифровыми продажами. Мне очень нравится рекламная кампания «Альфа-Банка» под лозунгом «Честным быть выгодно». Честным быть – выгодно! Но при этом должно быть и доверие, особенно если, как в случае с Максим, компания оказывает и менеджерские услуги. Артист должен быть уверен, что большая компания примет правильные решения по его продвижению и развитию. Мы работаем с артистами в очень разных форматах: можем приобрести 50% прав на фонограмму, а можем заключить контракт по типу «360 градусов». Условие у нас одно – артист должен быть интересен значительной аудитории. – Есть ли какие-то артисты, которых не удалось заполучить, упущенные возможности, о которых вы жалеете? – До недавнего времени нас интересовала танцевальная музыка европейских независимых лейблов, и мы хотели наладить сотрудничество с какой-то российской компанией, которая занимается такой музыкой. Не получилось, и мы пошли другим путем: создали компанию, которая будет заниматься этим направлением. Документы на нее находятся в стадии оформления, но до Нового года она должна заработать. Лейбл будет называться «Контора». В Германии есть один из ведущих танцевальных лейблов Kontor Records. Мы воспользовались этой игрой слов. – Насколько жесткая конкуренция в вашей сфере бизнеса? – За тех артистов, кто себя уже показал, конкуренция очень жесткая, потому что участники рынка адекватно оценивают открывающиеся возможности. Но те, кто остался в бизнесе, в большинстве своем ведут дела корректно. – Есть ли проблемы с компаниями, которые были пиратскими, а потом перешли в легальный бизнес? – Если вспомнить 1989 год – все мы в это время уже жили, а легального бизнеса еще не было. Так что я бы не делил компании по делам прошедших дней. – Почему вы выбрали именно этот бизнес? Есть же гораздо менее рискованные направления. – Да, что касается выгоды, то музыка – достаточно рискованный бизнес. Но очень интересный. У меня есть друзья, которые занимаются финансами, строительством, банковским бизнесом, автомобилями – и, по большому счету, все мне завидуют. Здесь больше свободы, разнообразия, творчества.