В Томске прошло очередное заседание Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. Выступил Дмитрий Медведев. Новость не судьбоносная. И к этому уже привыкли. Время от времени нынешнюю модернизационную кампанию сравнивают с перестройкой. Зря. И по многим причинам. Одна из них – может быть, самая главная – это отсутствие внешнеполитической и внешнеэкономической мотивации перемен у самых первых лиц государства. То есть, внутренних причин для модернизации, как, в свое время, для перестройки, не было, и нет. Ту группу лиц, которой принадлежит власть в стране, интересует лишь пожизненное сохранение своего статуса и его конвертация. Двадцать с лишним лет назад мотивация, в общем-то, была такой же, но сохранение власти в прежнем виде и при прежних обстоятельствах грозило потерей ее конвертации – в советском варианте, но все же. Советская власть теряла главную и, в сущности, единственную легитимность – внешнюю. Внутри страны такого вопроса не возникало и возникнуть не могло, а вот Америка Рейгана и Британия Тэтчер загоняли Советский Союз эпохи умирающих генсеков если не в изоляцию, то в тупик. Сейчас ничего подобного нет. Даже то, что российского министра финансов и главу Центробанка не позвали на G-7, похоже, никого не взволновало. Америка Обамы и откровенно слабая Европа Россией просто особо не интересуется – газ качает, и ладно. Поэтому, чего дергаться? Зачем придумывать какое-то «новое мышление». Вместо него – архаичная до анекдотичности военная доктрина, объявляющая НАТО врагом. Хотя давно уже ясно, что модернизация в России может начаться только при одном условии: при отказе от статуса сверхдержавы и имперской самоидентификации. Но Медведев, прибыв в Томск, начал свое выступление перед студентами с угроз в адрес Саакашвили. Для тандемократов и лояльной экономической элиты модернизация – дело не просто внутреннее, а очень внутреннее. Только их и касающееся. Как уже говорилось, специальный бюджет, специальные налоги и перераспределение финпотоков. И минимум частной инициативы. Возникает, однако, вопрос: на фига попу гармонь, а первой десятке или сотне людей в российской политике и экономике – вся эта модернизация? Ни мотивов, ни стимулов – как позитивных, так и негативных. Может быть, конечно, кто-то и выиграет от того, что будет создана модернизационная резервация (Томск – инновационная столица, почему не Магадан или Урюпинск?), но пока складывается впечатление, что все это, скорее, имеет отношение к распределению ролей внутри тандема. Медведев в Томске призывает покончить с унизительной сырьевой зависимостью и предается мечтам. А несколькими днями раньше Путин заявляет, что никакой сланцевый газ России не страшен, углеводороды еще лет двадцать как будут пользоваться спросом, а там… В общем, на его, Путина, век хватит. Медведев в ближайшие два месяца будет ждать «прорывных проектов» от частных (!) компаний. Вот такое им президентское указание. Ну, и ладушки. Отчего же не придумать что-то прорывное? Опыт-то огромный: «

Градовцы спешно приступили к рытью канала, начав его в лопухах слободы Моршевки, из усадьбы гражданина Моева.
Канал тот учреждался для сплошного прохода в Градов персидских, месопотамских и иных коммерческих кораблей.
О канале губплан написал три тома и послал их в центр, чтобы там знали про это. Градовский инженер Паршин составил проект воздушных сообщений внутри будущей области, предусмотрев необходимость воздушной перевозки не только багажа, но и объемистых кормов для скота; для последней цели в мастерских райсельсоюза строился аэроплан сугубой мощности, с двигателем, работающим на порохе

». Вот так и будут писать, да в лопухах чего-то рыть для отчетности. Но самое смешное в том, что модернизация все равно будет идти. Но только отдельно от «прорывных планов». Она уже идет. Это только у элиты задержка в развитии, а у страны ее не наблюдается. Все ж таки не в советские времена живем. Хотя Россия, конечно, остается Россией.