об итогах первого года кризиса:
У нас в компании, если оценивать этот год, совершенно четко было увеличение, потому что у нас на этот год пришлась активизация бизнеса (услуги переводов – Slon.ru). Если сравнивать с прошлым годом, то есть ощутимый рост. За счет изменения политики компании именно за этот год к нам пришли несколько крупных клиентов, брендов. За последние полтора года мы перешли от разового подхода, когда каждый клиент уникальный и необычный, к системному подходу. То есть отношения с клиентами все равно такие, как им удобно, они по-прежнему уникальны. Но для нас есть изменения, у нас отработалась система. Пошло стандартное проектное управление. Это позволило получить этих клиентов. На фоне кризиса предложение компании выглядело хорошо.
Я оцениваю наши результаты по-разному, и в росте числа заказов, и в росте числа клиентов, и в изменении самих клиентов. Но если раньше это были физлица и отдельные компании, то сейчас это на 90% корпорации. И в денежном выражении бизнес вырос.
Объективные потери были. Переводы – это же сервис. Причем, в отличие от рекламы, переводы – тот сервис, который нужен прямо сию секунду. Нужно обслуживание конкретной сделки. Собственно, число сделок в бизнес-секторе сильно уменьшилось. Взять то же строительство. Проекты остановились, соответственно, проектная документация не переводится. На рынке конференций и выставок тоже существенно сократились объемы мероприятий. И меньше заказывают устный перевод. В целом рынок упал, потому что он подчинен всем крупным законам рынка.
Мы как раз очень быстро активно действовали, нам в какой-то степени повезло, потому что когда компания действует активно, она гибко реагирует. Нам удалось избежать провалов, связанных с недостаточно гибким и быстрым реагированием. Кризис мне был очевиден достаточно рано, поскольку я тесно связан со строительной компанией, я был там долгое время заместителем директора. У нее начались проблемы, потому что строительный рынок отреагировал первым. Оттуда мы с начала прошлого года получали сигналы, задолго до того, как активно заговорили о кризисе. И само развитие компании требовало активных действий, мы планировали поиск нового лица компании.