Начало принудительной свободы | Игра в юзабилити | России выбор не светит

Вторая мировая война браузеров, кажется, завершилась – тихо и почти незаметно, что с мировыми войнами случается не всякий раз. Начиная с первого дня весны 2010 г. Windows сама предлагает пользователям установить браузер, альтернативный встроенному в систему Internet Explorer. За это долго боролась Еврокомиссия, обвинявшая Microsoft в монополизме, от этого долго уклонялся Microsoft, отвергающий обвинение, и – об этом европейский потребитель никогда ни Microsoft, ни Еврокомиссию не просил. 

НАЧАЛО ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ СВОБОДЫ

Вне зависимости от предпочтений потребителей, предложение им Microsoft сделал роскошное. Теперь даже не слишком технически грамотные пользователи из Европы смогут узнать, что в мире существуют и другие программы, чтобы ходить по интернету, помимо браузера с синей буквой «E» на иконке. Они смогут сделать выбор с помощью Ballot Screen, экрана выбора браузера, который уже некоторое время доступен для желающих по адресу Browserchoice.eu, а теперь, после очередного обновления Windows, станет обязательным при запуске Internet Explorer. В Microsoft подчеркивают, что последовательность браузеров на экране выбора определяется случайно, чтобы избежать преимущества, которое мог бы получить любой продукт в силу более привлекательного расположения ссылки на экране.

ИГРА В ЮЗАБИЛИТИ

Впрочем, тезис о непредвзятости выбора уже поставлен под сомнение. Малоизвестный словацкий профессиональный блог Dsl.sk сумел прославиться, проведя тестирование «экрана выбора» на стандартном компьютере с установленной Windows 7. Совершив более 10 000 попыток открыть «экран выбора», словацкие программисты убедились, что в половине (50,1%) случаев «родной» для Windows Internet Explorer оказывается в крайней правой позиции. Хотя специалисты отнеслись к итогам исследования с некоторой настороженностью, все же трудно спорить, что элементы в крайних позициях более заметны, чем расположенные посередине

 
Прямая речь

«С точки зрения юзабилити, крайние элементы всегда более заметны, чем расположенные в середине»

Вице-президент Mail.ru Анна Артамонова
о том, почему, даже имея альтернативу, пользователи все равно будут склоняться к Internet Explorer:
Прежде всего стоит отметить, что, как и указано в первоисточнике, методика и результаты исследования, на основе которого были сделаны выводы, не столь уж безупречны. Также, безусловно, мы не в состоянии оценить, насколько возможные технические «подтасовки» Microsoft могут оказывать реальное влияние на выбор пользователей – для этого слишком мало данных.
Если говорить об этом вопросе исключительно с точки зрения usability, то в целом, конечно, крайние элементы всегда более заметны чем те, которые находятся в середине, но вряд ли именно это обеспечивает эффект того, что чаще выбирается IE и заметно реже Chrome. Еще один момент, который, теоретически, может оказать влияние: когда пользователь не знает, что выбрать (а простой среднестатистический пользователь интернета не видит разницы между браузерами), он, не задумываясь, выбирает первое, что попадает под руку. Но и этот фактор вряд ли можно назвать определяющим.
На мой взгляд, действительно имеет значение следующее: пользователи выбирают то, что им действительно знакомо. Увидев знакомый элемент среди всех остальных, они немедленно именно за него «цепляются» глазом, не обращая внимания на все остальное. 
 
.

Единичную публикацию в блоге можно считать ошибкой или злонамеренной подтасовкой, но независимо от Dsl.sk выводы словаков подтвердил блогер Роб Уир, написавший о 50,3% случаев тяготения Internet Explorer к правой позиции. Он не исключил, что аномалия связана с использованным в программе расстановки браузеров на экране алгоритмом генератора случайных чисел и тут же уточнил, что крайняя правая позиция может быть предпочтительнее для выбора, чем прочие.

Впрочем, своей невинной уловкой – если таковая имела место – Microsoft вполне мог перехитрить сам себя: споры о том, какая сторона экрана лучше привлекает внимание пользователя, пока не завершены. Основатель блог-платформы для IT-профессионалов Habrahabr Денис Крючков не без язвительности заметил, что правая сторона, где чаще всего выпадает Internet Explorer, согласно принципам юзабилити – «мертвая зона»

 
Прямая речь

«Крайнюю правую область экрана специалисты по юзабилити считают «мертвой зоной»

Основатель и владелец портала Habrahabr.ru Денис Крючков
о несправедливости Microsoft при создании «экрана выбора» браузера:
На мой взгляд, наиболее выгодная позиция [для выбора] – слева. Человек со школы учится читать слева направо и таким образом визуально оценивать не только текст, но и все, что видит перед собой. Даже когда он видит совершенно новую веб-страницу, его внимание скользит слева направо и сверху вниз. Крайная правая область экрана большинством специалистов по юзабилити считается «мертвой зоной». Чаще всего в этом месте размещают незначительные и редко используемые элементы интерфейса. 
Такое поведение [Microsoft] скорее несправедливое, нежели нечистоплотное. Если бы Microsoft была «империей добра», возможные браузеры показывались бы в случайной последовательности. Каждый пользователь мог видеть разные вариации меню и, таким образом, внимание аудитории на тот или иной браузер распределялось бы равномерно. Но Microsoft это не очень-то выгодно: в текущей конфигурации основной трафик будут получать браузеры от определенного производителя по принципу «я первый на глаза попался». Здесь можно провести аналогию с нефтяной трубой и подключенными к ней потребителями. Каждый получает нефть под разным давлением; тот, кто находится ближе всего к насосной станции,– получает жидкость под максимально возможным давлением и, соответственно, успевает закачать в резервуары больший объем жидкости. Microsoft, в отличие от России, не может регулировать давление в трубе, но может регулировать размещение потребителей и, таким образом, влиять на заполненность резервуаров. 
 

РОССИИ ВЫБОР НЕ СВЕТИТ

Сумеет ли Microsoft удержать пошатнувшиеся позиции на рынке браузеров, судить пока рано. Слишком мало статистики: принудительная свобода выбора браузеров в Европе наступила только 1 марта. Возможно, все желающие отказаться от Explorer и без Ballot Screen давно освоили закачку и установку альтернативных браузеров. Мировая доля Explorer сокращается уже несколько лет. Как полагает счетчик Statcounter, в Европе сейчас она составляет 46% против 38% у Firefox, 6% – у Chrome и примерно по 4% – у Opera и Safari. Эти цифры можно запомнить и проследить, поможет ли «экран выбора» одержать кому-нибудь окончательную победу над Microsoft или приведет к путанице среди пользователей и сглаживанию долей «альтернативщиков». 

Что же касается тех, кто до сих пор не подозревал об альтернативах, то их компьютерный ликбез был инициирован норвежской Opera Software. В декабре 2007 г. она просила Еврокомиссию возбудить антимонопольное дело против Microsoft. Немного позже иск был поддержан спонсором проекта Firefox фондом Mozilla Foundation и Google, выпускающим браузер Chrome. 

Как бы то ни было, российское отделение Microsoft может спать спокойно. Хотя у нас дела Internet Explorer идут, возможно, даже чуть хуже, чем в Европе, – у нас он занимает около 36% рынка, обгоняя Firefox (21%) и Opera (17%) – но зато монополистом он не считается

 
Прямая речь

Появление «экрана выбора» браузера в России пока не запланировано»

Источник в менеджменте Microsoft Rus
о том, почему в России «окна выбора» браузров не будет:
Процесс против Microsoft в Европе и появление в результате него окна «выбора браузера» в Windows стали возможны только потому, что Еврокомиссия в свое время признала Microsoft монополистом. В России, в отличие от стран Евросоюза, Microsoft признанным монополистом не является, и в прошлом году это было подтверждено в очередной раз. Поэтому появление в России «экрана выбора», подобного европейскому, в России пока не запланировано. 
Что касается результатов выбора в Европе, скорее всего, дело в некорректной постановке эксперимента. К сожалению, авторы экспериментов не привели в публикациях свою методику, а не зная ее, трудно что-либо комментировать. Позиция Microsoft проста: последовательность пятерки браузеров на «экране выбора» каждый раз устанавливается случайным образом.
 
, и сограждане, уверенные, что весь интернет заключен в синей букве «E», могут и впредь пребывать в счастливом неведении.