Предполагаемое сокращение государственных расходов на систему ГЛОНАСС не следует воспринимать как свидетельство того, что проект стал менее интересным для страны. Это совсем не так. Деньги на отечественную навигационную систему всегда выделялись, выделяются и будут выделяться в достаточном количестве. Тенденция к сокращению расходов на ГЛОНАСС (2,5 млрд руб. в 2009 году, 2 млрд – в 2010, 1,7 млрд – в 2011) связана, в первую очередь, с тем, что проект приближается к завершающей стадии, и развертывание системы, согласно обещаниям высшего руководства страны, состоится в конце текущего года. Намеченный срок представляется более-менее реалистичным с учетом того, что к концу марта количество работающих спутников было доведено до 21 (плюс 2 резервных) из 24 запланированных. Сомнений в том, что начатый еще в советские годы проект глобальной навигации нужен, практически ни у кого из политиков и военных нет, и потому развитие ГЛОНАСС идет своим чередом. Объем выделяемых средств по-прежнему внушительный, и весь вопрос лишь в том, насколько эффективно эти деньги осваиваются. Гораздо интереснее поговорить о перспективах ГЛОНАСС. Ни для кого не секрет, что приемники GPS стали частью повседневной жизни обычных людей. Услуга определения собственного местоположения доступна не только в специализированных GPS-устройствах, но и часто в обычных сотовых телефонах, ноутбуках и карманных компьютерах. Во многие современные автомобили средней ценовой категории и выше по умолчанию устанавливается GPS-модуль. Другими словами, потребительский сегмент буквально завален доступными и удобными устройствами с возможностью глобального позиционирования. Как может повлиять на сложившуюся ситуацию финальный запуск ГЛОНАСС? Тех, кто уже пользуется GPS, едва ли удастся заставить перейти на новое устройство. Российская навигационная система может, в теории, побороться лишь за новых пользователей, предложив, например, существенно более низкие цены на устройства. Частному потребителю нужно качественное и не слишком дорогое оборудование, удобное программное обеспечение и хорошая цена. В настоящий момент отечественные приборы на базе ГЛОНАСС обычно весят существенно больше GPS-аналогов и гораздо менее удобны в использовании, хотя процесс развития и совершенствования российских устройств идет полным ходом. И все равно, не покидает ощущение, что мы изобретаем велосипед. Так или иначе, разработка таких приборов будет вестись, ведь было бы странно создать навигационный проект и даже не попытаться предложить его частным пользователям. Государство также пытается добиться, чтобы ГЛОНАСС использовали и в других странах – в Индии и Китае прежде всего, но пока сложно сказать, чем закончатся переговоры. На мой взгляд, перспективы ГЛОНАСС в пользовательском сегменте весьма и весьма туманны. ГЛОНАСС, несомненно, будет в первую очередь востребован российскими государственными службами, военными и МЧС. Скорее всего, система будет активно использоваться в транспортной инфраструктуре – например, в прошлом году проскочило заявление, что первым городом, где общественный транспорт в массовом порядке будет оснащен системой ГЛОНАСС, станет Сочи. В любом случае, следует понимать, что ГЛОНАСС – это советский долгострой, который плавно стал российским и в котором очень сильна имиджевая составляющая. Можно сказать, что довести проект до конца – это дело чести. Немаловажным доводом его непременного завершения является и проблема обеспечения национальной безопасности. Я уверен, что ГЛОНАСС рано или поздно заработает так, как это было задумано. А будет ли спрос – совсем другой вопрос.