Вчера президент подписал указ, уточняющий порядок проверки достоверности деклараций о доходах, поданных чиновниками. Теперь за этим будут следить аттестационные комиссии, которые будут проводить проверки на основании обращений, поданных правоохранительными и налоговыми органами, руководством политических партий и «иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями».
Уже из этих слов понятно, что меры предлагаются половинчатые: средства массовой информации среди тех, кто может подавать обращения в комиссии, почему-то не фигурируют. А ведь именно СМИ – это тот орган, который ассоциируется с общественным контролем. И кому как не журналистам проводить коррупционные расследования. Правоохранительные органы у нас куда более робкие, да и к тому же сами зачастую тесно вплетены в коррупционные схемы. Мы не видели этот документ в изначальном варианте, и вполне возможно, что СМИ «потерялись», пока он проходил через правовое управление Администрации президента. Во всяком случае, многим ведомствам очень бы не хотелось расширять на СМИ такие полномочия. И сложно представить себе, что президент не понимает важности этого упущения. За последнее время мы не видим каких-то реальных шагов президента в сторону развития гражданского общества, поэтому это, скорее всего, его сознательный выбор.
Впрочем, у нас немало депутатов, которые могут сделать запросы на основании тех же журналистских расследований. Есть Александр Куликов, который уже делал запрос в Минюст США по делу компании «Даймлер», есть и другие депутаты – Гудков, Резник, Илюхин. С их помощью, я думаю, механизм сможет заработать.
Кого бы я проверил в первую очередь? Чиновников, наделенных большими распределительными или фискальными полномочиями и управляющих собственностью. Это, соответственно, и руководство крупнейших субъектов федерации (Москва, Петербург, Нижний Новгород и т.д), и чиновники Росимущества, Минфина, Федеральной службы по налогам и сборам, Федеральной таможенной службы.
На основании депутатского запроса декларации могут проверять прокуратура и Счетная палата. Но успех зависит не только от того, насколько добросовестно будут подходить к выполнению своей задачи проверяющие ведомства. В первую очередь он будет зависеть от того, насколько будет к этой теме привлечено внимание гражданского общества. Пока же мы видим, что люди воспринимают любую информацию о коррупции абсолютно равнодушно. Вот только что был случай с Олимпиадой, – и что? Ну, посчитала Счетная палата, ну, отправила в прокуратуру – все затихло. Люди молчат. А ведь это их деньги-то украли. На деньги обычных людей гуляли какие-то непонятные лица. Вот в чем обида. И тишина. Все задают вопросы: «А что нам делать?» Как что? Высказываться публично, в прессе, писать на сайты президента и премьера – везде, где только можно: «Вот эти конкретные чиновники украли наши деньги, вы что, не можете их посадить? Ну хотя бы снимите их с должности».
Мы знаем много примеров успешных антикоррупционных кампаний в Италии, США и других западных странах, и везде принцип был тот же самый: начинается с официальных запросов, а потом поднимается общественное мнение. Но тут должны соблюдаться два важных условия – свободные СМИ и политическая конкуренция. И то, и другое позволяет сформироваться институту, который у нас совершенно не развит, – это институт репутации. Безо всех этих условий ждать каких-то реальных результатов очень сложно.