А ведь это голландцы научили играть Испанию в футбол так, как она играет. И играет она так не очень давно. Два десятилетия, пожалуй. В 1988-м году тренером «Барселоны» стал голландец Йохан Кройф, ее наизнаменитейший бывший игрок. До прихода Кройфа «Барселона» была, возможно, самой знаменитой провинциальной командой мира с горой второстепенных кубков в клубном музее и, как казалось, совершенно неистребимым комплексом перед мадридским «Реалом», олицетворявшим кастильскую экспансию на Пиренейском полуострове. «Барселоне» хотелось иметь по-настоящему всемирную команду. Через футбол транслировать национальную, культурную идентичность. Йохан Кройф такую команду для Каталонии и для мира создал. «Барса» стала всемирной не потому, что выиграла Кубок чемпионов и избавилась от комплекса «Реала», став регулярно побивать его. Для «Барселоны» целью стал не результат, а стиль игры. Этот стиль оказался столь соблазнительным, что Каталония через футбол пленила всю Испанию, включая Мадрид. Под испанским путем в футболе понимается сегодня более или менее каталонский способ игры ногами в мяч. Первоосновой для «Барселоны» Кройфа был «тотальный футбол» Голландии 70-х. Без Голландии 70-х не случилась бы эта Испания, или уж, во всяком случае, эта Испания не была бы такой. Как другим был бы Рим, если бы он не учился, не подражал завоеванной Греции. И подобно тому, как сегодняшний Рим в куда большей степени наследует Древней Греции, чем Афины современные, так и Испания куда ближе к первоисточнику тотального футбола, чем Голландия сегодняшняя. В этом парадокс и, может быть, ирония этого финала. Но мы больше не будем иронизировать над голландцами. Голландия, конечно, не напрасно пришла в финал. Последний матч оказался для нее лучшим. Здесь она превзошла, хочется сказать, превозмогла себя. В сущности, в финале она родилась как команда, как ценность. В финале она, наконец, стала большим, чем сумма умений ее игроков. Она представляла мировоззрение. Совсем не то, которое принято было последние 40 лет называть голландским. Голландия в финале вдруг стала большой и всемирно отзывчивой. Компактностью построения, автоматизмом перестроений и подстраховок она напоминала самые лучшие итальянские и немецкие команды, как раз в матчах против Голландии. И в своей новой, совершенно непривычной роли голландцы были почти так же совершенны, как испанцы в своей. В сущности, это был не финал, а гимн Европы. Ее способности объединять очень разное, держать в естественной связи это разное и переживать свой опыт всякий раз по-новому. Испания становится Голландией. Голландия может превратиться в Италию. С этим континентом все в порядке. Я имею в виду не только футбол. Так циркулирует кровь в молодом, очень здоровом организме. Европа вмещает в себя весь мир. Она и есть – мир. В некотором смысле она даже больше мира. На чемпионатах мира всегда происходит что-то смутное, странное. Большой странностью представлялось мне участие Голландии в финале. Но еще большей странностью, пожалуй, уже чудом стало ее перерождение в самом финале. Феномен чемпионата мира по футболу в том, что сколь бы много странного, случайного не происходило по ходу турнира, его главный итог, итог финального матча истолковывается всегда запросто. Изъяснить победу Голландии было бы невозможно сложно. Я бы не взялся за эту задачу. И нет ничего легче, чем истолковать то, почему все-таки Иньеста попал мячом в сетку за 4 минуты до истечения основного времени финала. Просто Испания была лучше всех на этом турнире. Просто Испания – самая плодотворная, самая совершенная футбольная культура нашего времени. Моя символическая сборная чемпионата мира: Вратарь – Касильяс (Испания) Защитники – Серхио Рамос (Испания), Пуйоль (Испания), Жуан (Бразилия), Фусиле (Уругвай) Полузащитники – Швайнштайгер (Германия), Иньеста (Испания), Снейдер (Голландия), Эзил (Германия) Нападающие – Форлан (Уругвай), Вилья (Испания)