Покидают насиженные места титаны бумажных СМИ, а на их место приходят интернетчики, и вокруг расцветает интернетчина. Вот, вместо Андрея Васильева в «Коммерсанте» воцарилсяМихаил Михайлин – хоть и старый «бумажный» кадр, но сейчас-то – из «Газеты.ру», вот, после скандального ухода из ИД «Афиша» Ильи Осколкова-Ценципера, «Афишу» объединяют с «Рамблером». Инвесторы окончательно осознали, что если они хотят когда-нибудь продать или вывести на биржу свои медиаактивы, надо постепенно избавляться от слайдов в презентациях, на которых встречаются слова «издательский дом», «журнал», «газета», «типография», «дистрибуция изданий». С такими слайдами инвестиционная история получается неинтересной. Цифровое будущее перестало быть будущим, преобладание «цифры» – теперь сине ква нон успешной продажи. А ведь и «ПрофМедиа» Владимира Потанина, и, в некоей перспективе, «Коммерсантъ холдинг» планируют IPO. Но going digital – это общее место. А по сути: как должна быть устроена современная медиакомпания, чтобы хорошо продаться? Одна довольно внятная идея на этот счет была у Эндрю Полсона и Александра Мамута в 2006-м году. Тоже под IPO – собственно, наблюдение за растущими multiples при первичных размещениях интернет-компаний в Лондоне и подвигло Мамута к сотрудничеству с Полсоном, основавшим ту же самую «Афишу». Теперь уже многие не помнят, как расшифровывалось название компании, созданной двумя бизнесменами, – SUP. Проверьте себя, прежде чем читать дальше, – помните? А я вобью пару пустых строчек, чтобы не показывать сразу отгадку. SUP = Single User Portal.

«

Наша задача – создать диверсифицированный портфель интернет-проектов, но не так, как это делал бы фонд прямых инвестиций, а так, как собирала бы портфель операционная компания, – как делает, например,

«

ПрофМедиа»», – говорил мне в то время Полсон. В этом портфеле были бы всякие тематические сайты, – практически сразу был куплен спортивный Championat.ru – способные собрать вокруг себя сообщества читателей. И во все эти сообщества был бы единый вход: не просто из одной точки, но с одной комбинацией логина и пароля. Не сложилось. SUP едва переварил – и, некоторые считают, убивает сейчас – ЖЖ и сумел лишь вобрать в себя, весьма дорогой ценой, уже упоминавшуюся «Газету.ру». Венка тематических сообществ, которые можно было бы продавать рекламодателям и пакетом, и порознь под четкий таргетинг так и нет. Спустя четыре года, похоже, идею Полсона подхватила компания, на опыт которой – правда, оффлайновый – он ссылался в пору зачатия «Супа». Объединяя «Афишу» с «Рамблером», «ПрофМедиа», кажется, озаботилась созданием своего рода звездной системы, центр которой – rambler.ru с его все еще большой посещаемостью, а роль сателлитов играют такие популярные, но более узко заточенные сайты, как afisha.ru и lenta.ru. Возможно, все этим и ограничится, но для создания убедительной инвестиционной истории спутников все же надо побольше. Мне идея и в 2006-м нравилась. Она трудноосуществима, потому что ради нее нужно договариваться с создателями-владельцами российских сайтов, а они как класс адекватностью не отличаются (поверьте, я знаю, о чем говорю: сам вот совладелец одного ресурса). А потом всем приобретенным хозяйством придется управлять – а это задача для менеджера, какой, может, еще и не родился. Но зато не только инвестору, но и рекламодателю «звездная система», внутри которой циркулирует трафик, будет понятна, как никакая иная конфигурация. Возможно, именно так выглядит не просто абстрактное «цифровое будущее» СМИ, а реальное, организационное, коммерческое будущее отрасли.