Компания Skype, крупнейший в мире оператор голосовых услуг, подала заявление на регистрацию IPO в Федеральную комиссию США по ценным бумагам (SEC). Этот шаг ожидался еще с весны, когда были введены новые тарифы, призванные стимулировать рост ARPU, и был запущен сервис многопользовательских видеоконференций, ориентированный, преимущественно, на корпоративный рынок.
С чем Skype подошел ко дню сегодняшнему? За первое полугодие 2010 г. доход компании составил $406 млн, но прибыль – всего $13 млн, а операционная прибыль – и вовсе лишь $1,4 млн (остальное – процентный доход). Сервис имеет 560 млн зарегистрированных аккаунтов, его среднемесячная аудитория составляет 124 млн пользователей, однако, только 8,1 млн. из них, или около 6%, пользуются платными услугами. Зато каждый из них платит, в среднем, около $96 в год. За первое полугодие пользователи сделали, в общей сложности, 95 млрд минут звонков, причем 45% от этого времени составили именно видеозвонки, однако, абсолютное большинство из них совершается бесплатно с компьютера на компьютер и не приносит компании денег. В общем, бизнес стремительно развивается, компания располагает огромной лояльной аудиторией, ее перспективы выглядят, на первый взгляд, вполне радужно, – но обращать имеющиеся несомненные успехи в дивиденды пока еще не очень получается.
Сейчас 14% акций компании принадлежит ее основателям Никласу Ценнстрому и Янусу Фриису; 30% – интернет-аукциону eBay и 56% – группе частных инвесторов, в число которых входят венчурный фонд Andreessen Horowitz, частная инвестиционная фирма Silver Lake и другие. Последняя по времени оценка компании, подтвержденная реальной сделкой, относится к осени прошлого года, когда 65% акций компании были проданы за $1,9 млрд. Основная стратегия дальнейшего развития – продолжать рост общего числа пользователей и стремиться наращивать среди них долю юзеров, платящих за услуги. Для ее реализации и планируется привлечь около $100 млн, выведя компанию на биржу.
Основной успех Skype – ему фактически удалось создать мировой рынок VoIP-услуг, перетянув к себе большое количество активных телефонных абонентов, нуждающихся в больших объемах междугородних и международных телефонных звонков. Однако стратегия, сослужившая хорошую службу на первоначальном этапе развития компании, когда требовалось раскрутить бренд и продвинуть свой проприетарный формат передачи голоса, сегодня идет во вред монетизации. Звонки через интернет с компьютера на компьютер, – в том числе и видеозвонки, – с самого начала были бесплатными, а деньги взимались лишь на их «приземление» в телефонную сеть общего пользования, на стационарные или мобильные телефонные номера.
Однако большинству пользователей, как показывает опубликованная компанией статистика, удобнее говорить через интернет, а сделать эту услугу платной через 7 лет деятельности было бы равносильно катастрофе: в затылок дышат конкуренты, вышедшие на рынок позднее и жаждущие перетянуть себе аудиторию. Вдобавок набирающие столь высокую популярность видеозвонки попросту некуда «приземлять» за деньги: в телефонных сетях нет для этого необходимого пользовательского оборудования. Многосторонние видеоконференции, правда, по окончании тестового периода предполагается сделать платными, но пока неизвестно, насколько высоким окажется платежеспособный спрос на эту услугу. А в корпоративном сегменте проприетарному «Скайпу» предпочитают открытый и хорошо документированный формат SIP.
Телефонные компании и мобильные операторы, первое время как бы и не замечавшие самого существования «Скайпа», сейчас пытаются разворачивать с ним ожесточенную борьбу на всех фронтах. С одной стороны, они пытаются запускать более или менее аналогичные собственные сервисы, чтобы удержать деньги своих абонентов: в частности, в России в этом году такие услуги широко запустили «Мегафон» и «Билайн». С другой – не прекращаются попытки давления операторов на государственные органы с тем, чтобы пролоббировать введение для «Скайпа» дискриминационного правового режима. Именно в этом ключе следует рассматривать недавние публичные жалобы «Ростелекома» на потери миллиардов рублей из-за перетока абонентов.
Поскольку Skype действует по всему миру, подобные действия в какой-нибудь отдельно взятой стране не нанесут ему серьезного ущерба. Ни сверхуспешный национальный конкурент, если он, конечно, откуда-то возьмется, ни запреты или технические препятствия не приведут к серьезному снижению доходов. Однако существует одна до сих пор не решенная для Skype проблема – проблема сетевой нейтральности.
За этим термином стоит концепция, согласно которой телекоммуникационные операторы не имеют права влиять на передачу тех или иных данных, независимо от их источника, маршрута, используемого протокола и т.п. Иначе говоря, оператор должен играть роль прозрачной и послушной «трубы», через которую кто угодно может передавать что угодно. В затее с сетевой нейтральностью заинтересованы, в первую очередь, интернет-сервисы, такие, как Google, YouTube, да и сам Skype. Если бы принцип сетевой нейтральности был закреплен законодательно, это гарантировало бы таким сервисам возможность предоставлять свои услуги пользователям по каналам, в строительство которых они не вложили ни копейки, ничего не платить за это операторам, и притом не бояться никаких административных или технических помех.
В свою очередь, операторы, вложившие в создание канальной инфраструктуры огромные средства, выступают против сетевой нейтральности, отстаивая свое право контролировать то, что происходит в их сетях. Они предпочли бы если не ограничить трафик, порождаемый такими интернет-сервисами, то хотя бы найти способ договориться о том, чтобы получать за пропуск этого трафика какие-то деньги.
Буквально только что в США завершилась провалом попытка найти компромисс по вопросу о сетевой нейтральности, которая была предпринята за закрытыми дверями под патронажем Федеральной комиссии по коммуникациям (FCC). Говорят, что одной из причин провала переговоров стала сепаратная договоренность между Google и телекоммуникационным оператором Verizon, согласно которой поисковый гигант будет платить провайдеру, чтобы тот обеспечивал более быстрый доступ к его ресурсам через свою сеть. Это решение, как легко видеть, лежит вдалеке от идей сетевой нейтральности и может рассматриваться как победа партии операторов над партией интернет-сервисов.
Решение по вопросу о сетевой нейтральности теперь предстоит принять чиновникам из FCC. Конечно же это решение будет распространяться лишь на территорию США. Однако в вопросах, связанных с регулированием интернета, большинство стран достаточно активно перенимают американский опыт. Кроме того, организации, координирующие развитие интернета, такие, как ICANN, располагаются на американской территории и подчиняются американским законам. Судя по адресату заявки на IPO, Skype собирается размещать свои акции на американских биржах, так что вопросы взаимодействия компании именно с американским законодательством наиболее сильно будут влиять на биржевые котировки. И, наконец, пока что операционная рентабельность Skype очень низка (всего 0,3%), и необходимость оплачивать пропуск трафика хотя бы только американским операторам вполне может сделать сервис убыточным.
Сроки IPO неизвестны; неизвестно также, сколько времени займет у FCC решение вопроса о сетевой нейтральности. Если IPO произойдет позже, то даже сама его успешность может зависеть от окончательных формулировок регулятора. А если раньше, то, в зависимости от конкретного решения FCC, акции Skype ожидает либо серьезный рост, либо, наоборот, существенное падение.