Все номера нашего журнала можно загрузить бесплатно в AppStore
Автор экспертного отчета РАНХиГС Арсений Мамедов – о том, сколько каждый россиянин тратит на содержание президента и за что депутаты собираются урезать это содержание, почему силовики так бьются за рост своих расходов в 2015 году и как возродить сельское хозяйство при сокращении финансирования.
17,7 млрд рублей – именно столько денег налогоплательщиков будет потрачено в этом году на «функционирование президента РФ». По 48,5 млн рублей в день, или 427 рублей с каждого работающего россиянина. Зато к 2017 году эта цифра усохнет до 14,1 млрд рублей.
Это лишь одна из сотни любопытных деталей из экспертного заключения Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Института Гайдара о федеральном бюджете России на ближайшую трехлетку. В пятницу, 24 октября, депутаты приняли его в первом чтении, и вскоре, надо думать, прошедший все формальные ступеньки документ ляжет на стол президента. Хотя подпишет ли он пункт о сокращении расходов на функционирование себя, или этот пункт невзначай исчезнет на одной из ступенек бюрократической лестницы – мы, возможно, так никогда и не узнаем.
Дело не в том, что расходы на президента в России как-то постыдно зашкаливают. Например, на аппарат Барака Обамы и его безопасность граждане США тратят в три раза больше, 56 млрд рублей по нынешнему курсу доллара (с другой стороны, английская королева со всем семейством обходится всего в 2,4 млрд рублей). Дело в том, что российский бюджет – мировой рекордсмен по количеству секретных и совершенно секретных расходов, жалуется один из авторов отчета по бюджету Арсений Мамедов, завлабораторией бюджетной политики Института Гайдара и старший научный сотрудник Центра исследований региональных реформ РАНХиГС. Он координировал работу экспертов и представлял ее результаты депутатам из профильного комитета Госдумы.
Результаты вышли нерадостные: эксперты обнаружили в проекте и халтуру, и приписки, да и сама логика урезания расходов на людей (образование и медицину) в пользу военной машины, по их мнению, ущербна. Депутаты ученых внимательно выслушали, а на следующий день рекомендовали принять проект. О том, что не хотят публично обсуждать чиновники, Арсений Мамедов рассказал читателям Slon.
°°°
Доступ запрещен
Отчет был подготовлен для двух профильных комитетов Госдумы. В прошлый понедельник прошло заседание Экспертного совета при Комитете по бюджету и налогам, где мы и другие эксперты обсуждали наш отзыв. В комитете нам сказали большое спасибо, но официальную позицию, насколько они согласны с нашим отчетом и будут ли им руководствоваться, не высказывали. Включаться в разработку поправок ко второму чтению бюджета нам на данный момент не предлагали.
Наша работа – это попытка оценить качество бюджетного планирования, указать на его слабые места и проанализировать эффективность самой структуры расходов. Но в самой этой задаче есть некое лукавство: на самом деле 20–25% бюджета для нас закрыто. Это секретные и совершенно секретные расходы, эффективность которых мы не можем оценить. Это черная дыра! Все секретные расходы так или иначе связаны с силовым блоком, гособоронзаказом, но они не сосредоточены в каком-то одном «силовом» разделе по обороне и охране порядка, а распределены по разделам, посвященным общегосударственным вопросам и национальной экономике.
Это снижает прозрачность бюджета – мы не можем вычленить полный объем расходов на нацбезопасность и оборону, мы даже приблизительно не представляем себе структуру этих расходов: сколько на инновации, сколько на зарплаты работников оборонных предприятий? Когда тебе принесли мешок денег и не контролируют, как ты их тратишь, у тебя меньше стимулов тратить эффективно. Доля закрытых расходов в российском бюджете на порядок больше, чем в развитых странах.
Такая практика прямо противоречит статье 5 Федерального закона № 5485-1 от 21.07.1993 года «О государственной тайне», допускающей секретность лишь для расходов бюджета «в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму». А по сути дела, у нас Минобороны почти все свои расходы закрывает. Выходит, общественный и экспертный контроль за расходами невозможен, а более эффективному контролю со стороны парламента препятствует отсутствие реального разделения и независимости ветвей власти.
С 2016 года планируется принять новую программу перевооружения, хотя формально ныне действующая программа принята до 2020 года. Также может быть принята отдельная госпрограмма по национальной обороне (сейчас такой нет), где вполне вероятно сокращение финансирования силовых ведомств из-за резкого ухудшения в экономике. Поэтому 2015 год – последний, когда можно осваивать средства по старой программе перевооружения. Во многом поэтому на него приходится пик военных расходов: в 2016 году они формально запланированы уже на 0,5% ВВП ниже, чем в 2015 году. Тем временем секретные расходы, которые по факту пойдут на ту же оборону и безопасность, но через другие статьи бюджета, продолжают расти: с 16,7% до 21% в 2015 году и до 25% в 2017 году.
Покуситесь на президента
Еще одна статья расходов, доля которой среди всех расходов бюджета растет, – это государственное управление. И это несколько противоречит формально принятому направлению на сокращение управленческих расходов.
Самая представительная графа здесь – расходы на президента, которые составляют почти 18 млрд рублей. Цифра кажется огромной, но в нее входит финансирование администрации, управления делами президента: все расходы, связанные с зарубежными поездками президента, обеспечением его безопасности, возможно, обслуживание министерств и ведомств (хотя расходы на правительство России и ее субъектов – это отдельная статья, и по объему она в три раза меньше. – Slon). Здесь я не думаю, что у нас какие-то особо большие превышения и большой объем неэффективных расходов. И они сокращаются к 2017 году до 14 млрд рублей, что честно отражает формальные заявления.
В расходах на госуправление есть графы про прикладные (12–15 млрд рублей) и фундаментальные исследования (116–133 млрд рублей). Это может показаться анекдотичным, но речь не о фундаментальных исследованиях духовных скреп или чего-то еще.