Конец нефтяного рая | Особенности национального строительства | Золотая клетка

Разоблачения, следующие за сеансом черной магии, продолжаются. Уже давно развеян миф о прибалтийских тиграх, чей ВВП способен расти двузначными темпами на фоне полного отсутствия реального сектора. Сейчас тигры борются с еще более двузначным спадом. В России еще недавно верили, что человечеству никак не обойтись без нашей сырьевой базы, а теперь считают падение экономики на 8,5% в 2009 г. оптимистичным сценарием. Наконец, торжество здравого смысла добралось до Персидского залива. На излете мирового кризиса арабские эмираты успели почувствовать, что нельзя так безумно и безнаказанно тратить деньги.

КОНЕЦ НЕФТЯНОГО РАЯ

Уже закрывая лавки, чтобы спокойно отправиться на несколько дней праздновать окончание Рамадана – Ид аль-Фитр, дубайские арабы в последний момент спохватились, что чуть не забыли сообщить своим западным коллегам важную новость. Крупнейший государственный холдинг Dubai World просит не требовать с него выплат по кредитам хотя бы до конца мая 2010 г.: ему нечем платить. Масштабами задолженности Dubai World может потягаться с Прибалтикой: у крупнейшей компании небольшого эмирата с двухмиллионным населением кредитов – на $59 млрд. Только 14 декабря одно из подразделений холдинга Nakheel должно выплатить по облигациям $3,5 млрд. А всего эмират Дубай, входящий в состав Объединенных Арабских Эмиратов, задолжал около $80 млрд. Арабские финансовые рынки на эту новость никак не отреагировали. Празднование Ид аль-Фитра – не время для финансовых новостей. У американцев – День благодарения. А вот остальным странам пришлось сложнее. Среди кредиторов Дубая крупнейшие западные банки: HSBC, Standard Chartered, Barclays, аналитики которых еще недавно уверяли, что проблем с выплатой долгов у Дубая возникнуть не должно. Оказалось, напрасно. В результате, большинство европейских фондовых рынков закрылось примерно 3-процентным падением. Быстро среагировали рейтинговые агентства. Бумаги крупнейших государственных компаний Дубая вышли из инвестиционной категории. Планы правительства эмирата реструктурировать задолженность Dubai World воспринимаются как готовность объявить дефолт по части обязательств. А если это случится с Dubai World, то следующей может стать любая другая дубайская госкомпания.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В этой ситуации самое обидное для дубайцев то, что среди государств Персидского залива их эмират больше всех старался подготовиться к трудным временам. Здесь понимали, что нефть не вечна, может закончиться или сильно подешеветь, поэтому надо диверсифицировать экономику. Дубай всегда ставили в пример соседним странам: вот, люди не жалеют нефтедолларов, щедро инвестируют их в несырьевой сектор, думая о благосостоянии потомков. И действительно, доля добывающей промышленности в ВВП эмирата сокращается уже много лет. В 2008 г. она составила чуть больше 2%. Главными отраслями дубайской экономики стали торговля (более 35% ВВП), строительство и связанные с недвижимостью услуги (вместе – почти 25% ВВП). За ними следуют финансовые услуги и туризм. Никакого нефтяного проклятия: структура экономики не хуже, чем у развитых стран. В Дубае не хватило одного – знаменитой протестантсткой этики. Арабы уж если решили диверсифицировать экономику, то никаких денег не жалеют, чтобы это была самая роскошная в мире диверсификация. Давайте развивать туризм. Но мы же не Турция, чтобы трехзвездочные гостиницы на берегу строить. У нас в эмиратах пусть туристы живут в роскошном супер-небоскребе-парусе Бурдж аль-Араб, чтобы у этого отеля звезд было больше чем на небе, и стоял он один на специальном рукотворном острове в водах Персидского залива. А прилетать туристы будут не на каких-то чартерах, а на волшебных Emirates Airlines, высаживаться в отдельном терминале для пассажиров бизнес-класса, а оттуда в гостиницу их повезет лимузин, входящий в цену билета. Пусть весь мир знает, что эмираты не стараются быть дешевыми. Здесь главное – качество услуг. Это в Китае технопарки для заманивания иностранных инвесторов строят скучно на земле. А здесь арабская ночь, волшебный Восток. Для иностранных мудрецов насыпан прямо в море остров в форме пальмы, чтобы из космоса красивый вид был. А рядом еще один – покрупнее. А еще целый архипелаг искусственных островов, повторяющий контуры карты мира. Чтобы все из космоса только на Дубай смотрели и надивиться не могли. А еще пусть у нас будет самый большой в мире торговый центр. И еще самый высокий в мире небоскреб. И еще чтобы горнолыжный курорт в пустыне. Да, еще недвижимость элитную, но чтобы была такая элитная, как нигде. Пусть 30-этажный небоскреб на 200 квартир медленно вокруг своей оси вращается, чтобы все время из окон новый вид был. Такого, вроде, ни у кого нет. Все придумали? Все, вроде. Можно передохнуть.

ЗОЛОТАЯ КЛЕТКА

Дубай так старался подальше уйти от нефтедолларов, что сделал полный круг и опять к ним вернулся. За время нефтяного бума большую часть планов успели воплотить в жизнь. Только самый высокий небоскреб не достроили и крутящийся дом пока в проекте. Но кто же предъявит платежеспособный спрос на все эти сокровища Востока? Ну, Брэд Питт и Дэвид Бекхэм купили себе по особняку на искусственных островах. Возможно, о покупке подумывали какие-нибудь российские чиновники не из самых заметных. Но по большому счету, такой товар можно продать только людям, имеющим доступ к зашкаливающей ренте от продажи полезных ископаемых. А кризис эту ренту сильно урезал. За последний год арендные ставки на недвижимость в Дубае упали почти в два раза. Падение продолжится, потому что сейчас около 40 000 новых объектов уже строится. Это обеспечит рост предложения недвижимости на несколько лет вперед, и легкое оживление спроса не поможет. Единственным платежеспособным подразделением гиганта Dubai World остается компания DP World, которая занимается скучным управлением портовыми терминалами и мировых рекордов не ставит. А главный источник убытков – Nakheel – как раз лидер на рынке недвижимости. Теперь, чтобы расплатиться по кредитам, Дубаю придется обратиться за финансовой помощью к крупнейшему эмирату ОАЭ – Абу-Даби. Там диверсификацией не злоупотребляли и накопили из нефтедолларов крупнейший в мире суверенный фонд, превышающий $600 млрд. Этого с запасом хватит на то, чтобы выкупить Дубай из долговой зависимости, но со свободами федерализма – когда каждый из семи эмиров вроде как сам себе голова, – Объединенным Арабским Эмиратам, по всей видимости, придется попрощаться.