Зря ВЭБ добивался права инвестировать средства будущих пенсионеров, а ныне молчунов, в два портфеля – рискованный и консервативный. После памятной пенсионной конференции, выступить на которой приехал премьер-министр Владимир Путин, в пенсионном сообществе заговорили о плане правительства забрать право управлять пенсионными накоплениями у ВЭБа и передать его кому-нибудь еще. «Настало время подумать о том, насколько оптимально встроен в систему обязательного пенсионного страхования накопительный компонент», – сказал премьер

Прямая речь

«Надо дать четкий ответ на вопрос – что препятствует эффективному инвестированию пенсионных средств»

Премьер-министр РФ Владимир Путин

Мы постоянно говорим о необходимости улучшить материальное положение старшего поколения. Почему? Да потому, что оно плохое. Низкие доходы и уровень жизни низкий. Много различных вариантов предлагалось, один из них мы будем сегодня обсуждать – это валоризация. Но мы прекрасно понимаем: какой бы вариант ни был избран – он нуждается в финансовом обеспечении. И вот мы уже начали говорить о принципах, на которые вышли сегодня, в апреле 2008 года, в сентябре заявили публично. И надо же! Как специально, когда мы уже настроили всю эту систему, разразился мировой финансовый кризис. Мы попали, как говорят в народе, хоть и не по нашей вине. И встал вопрос – остановиться? Тем более что причина была веская, и объяснить можно было все – кризис. И можно было отложить еще раз... но я посчитал, и коллеги согласились со мной, что откладывать больше нельзя. Невозможно откладывать постоянно. Мы посчитали ресурсы и пришли к выводу, что мы сделать можем это сейчас, несмотря на имеющиеся проблемы. По итогам 2009 года трудовые пенсии вырастут на 1628 руб., или на 35%. А их средний размер составит 6280 рублей в месяц. Причем очередное повышение состоится менее чем через неделю.
Теперь о том, что предстоит сделать. Как вы знаете, решения о существенном увеличении пенсий давались нелегко. Пришлось отложить решение других – тоже весьма важных и приоритетных вопросов. Но по-другому, конечно, нельзя было поступить. Обеспечить достойную жизнь старшему поколению, ветеранам, пенсионерам – безусловно, наш моральный долг. На финансирование пенсий и других социальных выплат в 2010 году государство планирует действительно беспрецедентные деньги. Беспрецедентные! 10% ВВП страны. 10%! Я вам скажу, что на оборону мы тратим меньше 3%. 10% ВВП – это очень много для любого государства, по любым меркам.
Расходная часть бюджета Пенсионного фонда в 2010 году составит 4,3 трлн рублей. Но так будет не всегда. Система должна быть настроена соответствующим образом. С 1 января будет произведена переоценка ранее приобретенных пенсионных прав. В результате трудовая пенсия по старости превысит 8 000 рублей в месяц. Причем, если в среднем прибавка составит 1100 рублей, то для ветеранов старше 70 лет она окажется существенно выше – 1600 – 1700 рублей.
Будет полностью ликвидирована бедность среди пенсионеров. Тем из них, чьи доходы ниже прожиточного минимума в конкретных субъектах РФ, будет установлена социальная доплата к пенсии. По оценке, речь в этом случае идет о 5,7 млн человек, в основном проживающих в регионах с высокой стоимостью жизни – это Дальний Восток, Сибирь. Первые социальные доплаты пенсионеры должны получить вместе с пенсией за январь 2010 года, а некоторые выплаты за январь должны, если не ошибаюсь, быть выплачены уже в декабре. Работу по пересчету пенсий надо организовать максимально комфортно для людей... Люди пожилые, поэтому не нужно их гонять лишний раз по инстанциям, не нужно требовать с них лишних справок.
Мы приняли еще одно важное решение, затрагивающее основы пенсионной системы страны. Источником формирования дополнительных доходов социальных фондов вместо ЕСН становятся страховые взносы. При этом тариф в 2010 году остается на уровне 2009 года – 26%. Такая отсрочка связана с необходимостью оставить в распоряжении бизнеса дополнительные ресурсы и тем самым помочь ему справиться с кризисом. Но в 2011 году страховые взносы вырастут до 34%. Тем не менее до 2015 года льготный режим для отдельных страхователей сохранится: для сельхозпредприятий, общероссийских организаций инвалидов и предприятий народно-художественных промыслов, общин коренных народов Севера, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон.
Мы отдаем себе отчет в том, что здесь идет увеличение фискальной нагрузки, но без этого увеличения создать сбалансированную и устойчивую пенсионную систему невозможно. И тут все мы должны сделать выбор: где оставить деньги – бизнесу или пенсионерам? И тут мы принимаем такое соломоново решение: в кризисном 2010 году не будем увеличивать нагрузку на бизнес, а выпадающие доходы будем компенсировать за счет государственных ресурсов – ранее накопленных доходов.
Конечно, хотелось бы (и правильно было бы) не повышать фискальную нагрузку, потому что это дает развитие, но – выбор уже сделан. Полагаю, что это не исключает поиска тех или иных вариантов компенсации увеличения налогового бремени. Мы будем и дальше смотреть на тенденции развития экономики и тщательно взвешивать наши возможности. Если такие возможности будут расширяться, значит – будем принимать решения, минимизирующие потери для экономики. Усиление страховых принципов работы пенсионной системы предполагает, что сбор административных взносов будет передан Пенсионному фонду. Важнейшая задача – чтобы при этом не возникли дополнительные сложности для налогоплательщиков.
Подготовка к работе в новых условиях должна быть завершена уже в декабре. Много сомневающихся – справятся ли пенсионные фонды с этой работой, взяв часть нагрузки налоговой системы. Руководители фондов уверяют, что качество подготовки специалистов и опыт, приобретенный за последние годы, дает основания надеяться, что эта работа будет проведена без сбоев. Очень на это рассчитываем. В дальнейшем уплату страховых взносов необходимо провести так, чтобы синхронизировать ее с персональным учетом застрахованных лиц.
Пенсионный фонд и Фонд социального страхования должны оказывать реальную поддержку страхователям в правильной и своевременной уплате страховых взносов. Нужно не только наказывать за неизбежные на первом этапе ошибки, но и помогать их своевременно исправлять.
Огромное значение имеет и переход к использованию электронных технологий. Возможностей для этого вполне достаточно сегодня. И конечно уже сейчас пора думать о перспективе, обсуждать проблемы, которые пока остаются нерешенными. Например – современную социальную политику невозможно себе представить без динамичного развития негосударственных форм пенсионного обеспечения. Тут должны быть задействованы как средства работодателей, так и личная инициатива застрахованных. Определенный вектор развития в этом направлении задала программа государственного софинансирования пенсий граждан. Считаю, что настало время подумать о том, насколько оптимально встроен в систему обязательного пенсионного страхования накопительный компонент. Дать четкий ответ на вопрос: что препятствует эффективному инвестированию пенсионных средств. Следует уточнить и правовую базу и самого Пенсионного фонда. Например, положение о фонде было принято еще в 1991 году, оно явно устарело и не отвечает реалиям сегодняшнего дня
Выступление на конференции «Реализация нового пенсионного законодательства и актуальные проблемы развития пенсионной системы».

. И все задумались.

Поначалу идея, которую обсуждали в индустрии НПФ, казалась сомнительной: мало ли что болтают участники небольшого и не очень политически важного рынка. Но оказалось, что о том же говорят и в ВЭБе, и в Минфине. В кулуарах конференции ВЭБа о плане отобрать пенсии у Банка развития знали все, кого корреспондент Slon.ru о нем спрашивал. И сетовали, что отдать эти деньги частным управляющим и негосударственным фондам – нельзя. Опасно и для будущих пенсионеров и для рынка: не переварит ведь. Пенсионные накопления в управлении крупнейшего российского негосударственного фонда «Газфонда» – всего 4 млрд рублей. У НПФ «Благосостояние» – 13 млрд рублей. А у ВЭБа – почти полтриллиона рублей пенсионных накоплений «молчунов».

Над доходностью их инвестирования граждане из года в год смеются и плачут. ВЭБ объясняет: наша задача – сохранить, ее и решаем. Бизнес для госкорпорации непрофильный: поручили – выполняет. Силами 12 сотрудников. Если сравнить с зарубежными коллегами – выполняет не хуже других. По итогам 2008 года, например, из всех стран ОЭСР только государственные фонды США и Испании выступили лучше. Хотя, конечно, результат частников был лучше – в России не сделают так, как в Польше, где «молчунов» просто раскидали по фондам, – пропорционально объемам средств в управлении, которые эти НПФ накопили к тому моменту.

Преемником ВЭБа станет, скорее всего, «Российское финансовое агентство» – институт, который только предстоит создать. Изначально его предполагалось наделить широким кругом полномочий: оно должно было управлять средствами ФНБ и Резервного фонда, внутренним и внешним долгом страны, бюджетной ликвидностью. Затем функций у агентства поубавилось

Прямая речь

«В идеале все государственные финансовые активы должны управляться из одного центра»

Гендиректор «Национального рейтингового агентства» Виктор Четвериков
о передаче средств пенсионных накоплений:
Российское финансовое агентство создается в целях централизации управления государственными финансовыми активами. Его основная роль – это единое казначейство для средств госкорпораций и ликвидных средств федерального бюджета. Изначально заявлялось, что РФА займется управлением средствами Фонда национального благосостояния, резервным фондом, пенсионными накоплениями и государственными долгами. Потом этот перечень был сужен, о средствах пенсионных накоплений речь не шла . Тем не менее, было бы вполне логично эту функцию по управлению пенсионными средствами от государственной управляющей компании, которой сейчас является «Внешэкономбанк», передать РФА. Сейчас, например, у каждой госкорпорации свои подходы в управлении финансовыми активами, ликвидностью и свои тендеры по размещению средств, в том числе на депозиты коммерческих банков. Но с точки зрения государства, все финансовые средства, в идеале, должны управляться из единого центра.

. Законопроект о Росфинагентстве еще в разработке, и что ему в конце концов отдадут – пока предмет догадок. Так зачем все-таки отбирать пенсионные накопления у ВЭБа? В 2002 году, когда правительство, имеющее по закону право назначать государственную управляющую компанию, наделило этими функциями ВЭБ

Прямая речь

«От смены ГУК рынку не жарко и не холодно»

Независимый эксперт Сергей Кабалкин
о выводе пенсионных накоплений из управления ВЭБ:
Согласно закону, одним из институтов, управляющих пенсионными средствами, является государственная управляющая компания. Никто ее не отменял, и отменять не собирается. Я, по крайней мере, не слышал о том, что ее собираются убрать с рынка. Далее – вопрос стоит о том, что это такое – государственная управляющая компания. Этим правом – назначить ГУК – обладает у нас правительство. Поэтому, когда ее назначали в 2002 году – начале 2003-го, то было решение, что это будет ВЭБ. У этого решения было много противников. Многие говорили, что ВЭБ – вообще не управляющая компания, во-вторых, это не банк, а в-третьих, это вообще непонятно что. В то время декларация была абсолютно узкая, и в реальности Минфин решал куда, в какие бумаги вкладывать эти средства. И при огромном профиците бюджета мучился и выпускал ценные бумаги, хотя и не нуждался в заимствованиях. ВЭБ выполнял свои функции, кстати, достаточно хорошо. А с расширенным портфелем все стало еще более серьезно.
Но если говорить о посылах смены ГУК, то вполне возможно, что ВЭБ может играть роль одного из банков, где будут депозиты, то вполне возможно, что будет назначена другая управляющая компания, которая будет раскладывать деньги по государственным банкам, в том числе и в ВЭБ тоже. То есть это просто немного другая модель. То есть рынку от этого ни тепло и не холодно, рынок борется за то, чтобы люди выбирали частные институты, в основном – НПФ. Этот процесс идет. Потому – какая там будет ГУК, куда она будет инвестировать деньги... Для меня ясны две вещи. Во-первых, она будет более нерасторопная и более неэффективная, чем частные институты. И все равно, кто бы ни исполнял эту роль, конкурировать с ней будет проще, чем с частным институтом. Люди уходили и будут уходить в НПФ, и смены ГУК никто не заметит. У нас пенсионное законодательство не дописано, и может, в какой-то момент роль государственной управляющей компании может быть изменена.

, предполагалось, что это ненадолго, только до тех пор, пока молодой рынок НПФ не встанет на ноги. Но этого не случилось, а восемь лет – это долгий срок, и пора переставить мебель. По сути, с изменением государственной управляющей компании вряд ли что-то изменится: у пенсионных накоплений «молчунов» просто появится другой оператор, а рынок этого не заметит

Прямая речь

«Слезть с «иглы» пенсионных денег государство вряд ли сможет»

Президент НПФ «Социальное развитие» Вячеслав Федоров
о смене ГУК, управляющей пенсионными накоплениями: Я думаю, что ничего не изменится с изменением агента ПФР. Я думаю, что просто хотят определиться со статусом ВЭБа, привести в порядок его функции. Например – хотят сделать ВЭБ коммерческим банком, и отсюда возникает вопрос: зачем он тогда будет управлять пенсионными деньгами, единственный на рынке. И в РФА, как в госкорпорацию со 100%-ным госучастием, вполне могут передать этот функционал.
Я бы на месте государства определился с накопительной частью пенсий – признал их собственностью людей, а не федеральной собственностью, и передал бы их в НПФ. Но государству хочется самостоятельно управлять, у них тут откровенный конфликт интересов, они предпочитают вкладываться в свои же бумаги, доходность которых в 2 раза ниже инфляции. И слезть с такой иглы они вряд ли смогут в ближайшие годы, у меня иллюзий по этому поводу нет.

.