Владимир Путин сегодня произнес вслух то, о чем в авиационной тусовке громким шепотом говорили последние несколько месяцев: столичные аэропорты будут объединены. Слиянию подлежат государственный «Шереметьево» и принадлежащий Москве «Внуково». Но правительства столицы в объединенной структуре не будет, хотя прежний мэр никогда бы не согласился отдать «Внуково», а уж тем более – в руки конкурента. Когда Юрий Лужков получил «Внуково» из Росимущества в качестве компенсации за выполнение Москвой столичных функций, он тут же принялся развивать свой аэропорт, не щадя городского бюджета. Московским дорогам, ведущим во «Внуково», мог позавидовать даже государственный аэропорт «Шереметьево», в который ведет вечно стоящая Ленинградка. Пассажирские терминалы во «Внуково» появлялись со скоростью, присущей, скорее, «Домодедово». Рос и пассажиропоток. Но Сергей Собянин не Юрий Лужков: собственная авиация ему не нужна. Авиакомпания правительства Москвы «Атлант-Союз», незадолго до ее смерти переименованная в «Москву», была закрыта, а ее маршруты получил перевозчик с тюменскими корнями UTair. Правда, деньги, вложенные Лужковым во «Внуково», – 40–45 млрд руб. – городу возместят, распорядился Путин. «Эти средства будут направлены на развитие метро», – рассказал мне присутствовавший на совещании с Путиным глава аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Строительство новых станций метро – бездонная бочка: ежегодно, рассказывал в конце прошлого года Сергей Собянин, на эти цели нужно тратить около 50 млрд руб. То есть, на один год метростроя Собянин уже заработал. Интересны дивиденды «Аэрофлота» от этой сделки. Вложение «Внуково» в одну кубышку с «Шереметьево» в качестве государственного актива существенно снижает шансы «Аэрофлота» иметь сколько-нибудь существенное влияние в этой объединенной структуре. Ведь кроме «Внуково» «Шереметьево» хочет получить еще и терминал D, находящийся на его территории, но построенный «Аэрофлотом», управляемый «Аэрофлотом» и принадлежащий «Аэрофлоту», а также двум банкам: ВЭБу и «Сбербанку». Маленькая доля в большом «Шереметьево» владельцев терминала D, конечно, не устраивает. Что касается частных акционеров «Внуково», которых представляет Виталий Ванцев, то, возможно, при условии сохранения за ним различных бизнесов вокруг аэропорта: топливо-заправочного, хэндлингового (наземное обслуживание авиакомпаний) – ему проще было бы отказаться от своих акций (25%). Ведь доля в объединенной компании, которую мог бы получить Ванцев, будет удручающе мала, а после слияния «Внуково» будет управляться из «Шереметьево». И кто знает – вдруг там сочтут, что «Внуково» не нужна хэндлинговая компания, а заправкой в аэропорту должны заниматься «Роснефть» с «Газпром нефтью»? На этом же совещании в «Шереметьево» Путин отправил сигнал в адрес «Домодедово» по вопросу, который давно волнует частный аэропорт. Обсуждая строительство взлетно-посадочных полос, он сообщил, что в этом вопросе «Внуково» и «Шереметьево» – в приоритете. То есть, если вольно перевести с путинского на русский, полосы будут строиться и реконструироваться в первую очередь в государственных аэропортах, к которым «Домодедово», мечтающий о третьей ВПП, никак не относится. А вот это легко исправить – особенно, если чиновники в объединительном порыве всерьез сочтут, что частная собственность в «Домодедово» мешает развитию Московского авиаузла. Тем более, что структура собственности аэропорта «Домодедово» уже взволновала президента Дмитрия Медведева: в поисках виновных в теракте, произошедшем в декабре 2010 года, он возмущался, что за крупнейшим аэропортом страны стоят непонятные офшоры. Впрочем, Владимир Путин дал понять, что он не против частной собственности в аэропортах. В том смысле, что когда единый оператор аэропортов «Внуково» и «Шереметьево» будет создан, то государство может запустить в него инвесторов. И опять-таки перед чиновниками встанет вопрос: продавать доли в аэропортах или привлекать для них управляющую компанию, как оно произошло с петербургским «Пулково» – по договору концессии со Смольным аэропортом управляет консорциум в составе немецкого Fraport и ВТБ. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина, например, за второй вариант. Но решать, конечно, будет не она. Среди тех, кому новая структура была бы явно по душе, называют «Альфа-Групп». Еще при премьерстве Михаила Касьянова «Альфа» выиграла тендер на управление аэропортом «Шереметьево», но до заключения контракта дело не дошло: правительство Касьянова отправили в отставку. Скоро появится шанс на реванш. Но у нынешнего премьер-министра есть свои знакомые, интересующиеся аэропортами. Тот бой за «Пулково» альянсу Fraport-ВТБ проиграла компания «Лидер», принадлежащая банку «Россия», где главный акционер – Юрий Ковальчук. Возможно, аэропортовые активы в Москве ее утешили бы.
«Внуково» как южный терминал «Шереметьево»
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Зачем Путину объединять столичные аэропорты
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Загрузка комментариев
Загрузка...