Есть только один способ добиться от китайского партнера соответствующего уровня продукции – присутствовать на производстве постоянно. У них свои технологии, и они шьют обувь для своих потребителей. Нам же нужен продукт, соответствующий потребностям наших покупателей. Например, в технологии производства обуви есть такой элемент – «затяжная кромка». Это часть кожи, которая сгибается и оказывается под подошвой, крепится к ней. Ее ширина по нормативам составляет 12–14 мм. Это стандартная операция для европейских и российских обувщиков. Однако в Китае ситуация иная: вместо затяжной кромки китайцы пристрачивают тканую ленточку, что у них является стандартной технологией. Когда мы им пытались объяснить, что нам нужна именно «кромка», китайцы не понимали, какой смысл так отшивать. Они привыкли жить в условиях, когда обувь носят один сезон и выбрасывают. Для российского же потребителя важно, чтобы обувь служила долго. Поэтому и нужна эта «затяжная кромка» Когда работаешь с партнерами в Китае, надо не просто контролировать и надзирать, а сотрудничать, вместе искать подходы, обсуждать те или иные проблемы. Мы сейчас работаем с более чем 20 фабриками в Китае. У нас есть представительство в Гуанчжоу, которое координирует работы с нашими партнерами. Наши специалисты – технологи и товароведы – отслеживают весь ассортимент, отбирают модели, контролируют качество продукции. Практика показывает, что только подробной спецификации недостаточно, требуется личное присутствие. Когда вы вместе с вашими партнерами начнете говорить на одном языке, понимать логику друг друга, появится и результат в виде стабильного качества. Чтобы говорить на одном языке с производственником, надо самому разбираться в процессе. К сожалению, за последние годы в России собственное обувное производство сократилось, и специалистов с производственной подготовкой найти очень сложно. Сейчас доля продукции отечественного производства составляет не более 10–15% от общего объема обувного рынка. Поэтому многие розничные компании, заказывая партии у китайских производителей, вынуждены ставить на приемку человека из розничной сети, который никогда не работал на производстве. А такой специалист обладает определенной теоретической подготовкой, но и отсутствие производственного опыта сказывается. В общении, в том числе и в деловых отношениях, всегда есть момент, когда тебя оценивают: твой уровень знаний, профессионализм. Если докажешь, что в этом деле разбираешься досконально, то и отношение партнеров к тебе будет совсем другое. В нашей компании работает целая команда технологов, товароведов, технических специалистов – всего 20 человек. Китайские партнеры очень внимательно присматриваются к каждому из них. И нас очень выручает то, что многие из наших сотрудников, прежде чем прийти в розницу, начинали работать именно на обувной фабрике и досконально знают весь производственный процесс. Обувь для наших климатических условий отличается от той обуви, которую фабрики в Китае отшивают для Европы и других стран. Поэтому когда мы внедряли в Китае свои технологии производства, нам пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить нашим партнерам, что же нам нужно. Однажды наш главный технолог во время какого-то очередного обсуждения сама села за швейный станок и показала, какой именно должна быть строчка. Китайцев, которые до этого уже работали со многими европейскими фирмами, это поразило. Чтобы заказчик не только в теории знал, но и мог все это сам сделать руками?! Наша репутация резко возросла в их глазах. На самом деле, в этом не было ничего удивительного: наш главный технолог много лет проработала на фабрике и знает технологию от и до. В других розничных сегментах тоже важно иметь производственный опыт, однако он не играет такой ключевой роли, как в случае с обувью. Например, рынок бытовой техники, сотовых телефонов – это рынок стандартных товаров. И их производство, как правило, полностью автоматизировано. Обувь же делают преимущественно вручную, и это нестандартный и модный товар. Поэтому здесь большую роль играет человеческий фактор.