В январе этого года на московском рынке жилой недвижимости прошло больше сделок, чем даже за тот же месяц благополучного 2007 года. Обрадованные риэлтеры возвещают об оживлении рынка и росте цен. Но что это были за сделки? Изменилась ли структура спроса по сравнению со злым 2009-м, когда рынок недвижимости почти замер? Действительно ли безоблачные для торговцев недвижимостью времена возвращаются? Аналитический центр «ГдеЭтотДом.ру» провёл специально для Slon.ru исследование январских сделок (см. инфографику в конце статьи). Из его результатов следует, что кризис на рынке недвижимости отнюдь не закончен, а структура спроса заметно отличается от той, что наблюдалась два года назад.
В январе 2008-го, за 8 месяцев до банкротства Lehman Bros, с которого начался отсчет «острой фазы» кризиса в России, на московском рынке жилья совершилась 1951 сделка на общую сумму 29,8 млрд рублей. Через два года сделок было вдвое больше – 3923. Но их сумма была меньше – всего 27,8 млрд рублей. Сумма средней сделки, выходит, уменьшилась с 15,3 млн руб. до 7,1 млн. Ничего удивительного: резко снизилась доля рынка, приходящаяся на новостройки. Хорошо продаются самые дешевые квартиры в домах, построенных в 1970-е – 1990-е годы. Ведь дешевых новостроек вводится все меньше, а тех, кто готов сейчас покупать квартиры, чтобы в них жить, а не для перепродажи, в первую очередь интересует цена, говорит независимый аналитик Андрей Бекетов.
В последние годы в Москве старались строить много жилья бизнес-класса, говорит гендиректор компании «Пересвет-Недвижимость» Николай Андреев. Но основу жилого фонда Москвы всё же составляют массовые застройки 80-х годов в Чертанове, Отрадном, Алтуфьеве – и дешевое жилье 90-х и 2000-х в Бутове, Жулебине, Марьине, Митине. Вот на этой «основе» и зиждется кажущийся бум последних месяцев на жилищном рынке. Новое жилье нынче покупают только готовое, говорит директор по маркетингу и продажам компании «Квартал Эстейт» Сергей Лушкин: слишком велик по-прежнему риск недостроя. А таких предложений на рынке почти не осталось.