Компания AR Films продюсера Александра Роднянскогоприобрела контроль в немецкой дистрибьюторской компании A Company за сумму около 10 млн евро, прорубив тем самым русскому кино окно в Европу, а себе – к кошелькам зрителей. О родовых проблемах российского кинорынка, о своих планах в online и о том, почему он не стал финансировать Generation P, Александр Роднянский рассказал Slon.ru. – Закрыв сделку по приобретению 51% A Company, ваша компания AR Films контролирует таким образом 2 дистрибьюторские, 2 продакшн-компании и еще площадку «Кинотавр». Так?

– Так. Но какую вторую продакшн-компанию вы имеете в виду? – Первая «Нон стоп продакшн», вторая – «Родня продакшн», занимающаяся производством телешоу.
– Нет, «Родня продакшн» – это не моя, а уже несуществующая компания моего товарища, который так издевательски ее назвал. – ОК, тогда ваша какова стратегия с таким комплектом: «Кино без границ», «Нон стоп продакшн» и A Company? Продвижение российского кино на Западе?
– Это лишь один из элементов стратегии. Для меня важно создать на базе AR Films полноценного международного игрока, глубоко интегрированного в европейскую и американскую систему кинодистрибуции и производства. Приобретение контроля над A Company и дальнейшие шаги по ее развитию – это лишь очередной шаг на очень долгом и непростом пути создания полноценной компании, способной развивать, финансировать, производить, покупать и дистрибутировать кино на всех доступных технологических платформах и географических территориях. Говоря проще, покупка A Company облегчит нам доступ к европейским коммерческим и «мягким» деньгам, к средствам, например из специализированных фондов, проще станет объединяться в копродукциях (совместное финансирование фильмов) и, самое важное, мы становимся частью международной системы дистрибуции, которая объединяет американский, европейский и российский рынки. В данном случае я имею в виду не просто прокат, а замечательную команду с ее системой отношений, связей и умением успешно работать в разных странах. Мы получаем доступ к региону, который скоро будет составлять 10–15% от мирового бокс-офиса, – я имею в виду Центральную и Восточную Европу. Ведь это одна из главных проблем российского кино сегодня. С одной стороны, Россия – это пятый по величине рынок в мире – больше $1 млрд. С другой – большую часть денег зарабатывают голливудские фильмы, то есть финансово привлекателен он для Голливуда, а не для нас. Не развит рынок собственного производства, непривлекательно качество российского кинорепертуара, российские фильмы не способны «путешествовать», то есть почти не имеют шансов на прокат за пределами России. И это выбор: либо развиваться в изоляции, рассчитывать только на успех дома, либо диверсифицировать риски и искать возможности проката сразу в нескольких странах. Я хочу производить фильмы, которые будут любопытны не только российскому зрителю, но и, что очень важно, найдут свою аудиторию за пределами страны. Это сделает здоровее производство и менее диспропорциональным репертуар. Потому как сегодня коммерчески успешно только то кино, которое ориентировано на тинейджеров: разнообразные комедии, большие событийные фильмы. Полностью вымыта из репертуара драма, абсолютно исчезло или не имеет шансов авторское кино. – То есть вы будете заниматься налаживанием международных связей? А как же собственное кино?
– Я, конечно же, хочу оставаться в кинопроизводстве, именно для этого я и совершаю все эти шаги. Иначе бы пришлось как всем разумным продюсерам идти в телевидение, потому что там реальный бизнес: вы делаете сериалы, которые нужны телеканалам, иногда они получаются удачными и приносят вам деньги. А в кино, на сегодняшний день, нужно делать либо фильмы, интересные людям, любящим «плоский» юмор, либо так называемые «событийные» фильмы – те, что у нас некорректно принято называть «блокбастерами», и которых не может быть много. Это нездоровая ситуация. Вот, например, в этом году мы сделали фильм Костомарова и Расторгуева «Я тебя люблю», фильм Александра Миндадзе «В субботу» и новый фильм Андрея Звягинцева «Елена». Премьера «Я тебя люблю» была на Роттердамском кинофестивале, «В субботу» был в конкурсе Берлинского кинофестиваля. Ну вот а как вы себе представляете прокат этих фильмов в России? Нужно либо закрывать лавочку, исходя из невозможности вернуть затраченные на такое авторское кино деньги, либо опираться на более широкие контексты: европейский и американский рынки, где такие режиссеры и такие фильмы существуют, пусть тоже очень сегментно, но эта совокупная сегментность на разных рынках мира может давать очень хороший результат. Вот и все. – По сути, вы налаживаете рынки сбыта для российского кино?
– В том числе. Плюс, повторюсь, получаем возможность проката неплохого американского и европейского кино. A Company традиционно причастна к очень достойным фильмам: и «Повелитель бури», и «Король говорит», и «Остров проклятых», и масса всего прочего. – А как это скажется на загруженности российских киностудий? Ведь сейчас российское кино если и снимают, то не в России.
– На самом деле, снимают в России. Но я считаю, чем конкурентнее среда, тем здоровее рынок. Нездоровая завышенная стоимость производства – как раз реакция на некоммерческий характер рынка: когда компании снимают фильмы не потому, что планируют окупить расходы на производство, а потому, что у них есть полученные тем или иным образом деньги, и им нужно с этих денег что-то заработать Говоря проще, когда продюсеры зарабатывают с бюджета фильма, а не с его сборов. Это не американская модель, а скорее европейская. В Европе много «мягких» денег, которые не обязательно возвращать. Но даже там эта эпоха заканчивается и начинается новая эпоха, где успех зависит от того, сумеешь ли ты найти свою аудиторию или нет – это как раз американский подход. А так как аудитория авторского кино небольшая, то в этом смысле его интернационализация, его способность преодолевать границы становится все более важной. – 23 года назад российские фильмы в сравнении с американскими показывали достойный рост. Сейчас рынок опять возвращается к соотношению 10/90%? – Давайте не будем преувеличивать, успех российского кино всегда был связан с двумя–тремя названиями в год, не больше. Я считаю, что здоровая ситуация – когда в прокат выходит, условно говоря, 80 фильмов, и 40 из них возвращают деньги, а десять еще и выходят в плюс, – такой ситуации у нас не было никогда. Американское кино не меняется, оно всегда успешно, в первую очередь за счет высокого профессионализма тех, кто его делает, и их умения найти общий язык с массовой аудиторией. А российское кино – это большая, не очень профессиональная среда, которая часто опирается на любую логику, кроме зрительских предпочтений. Масса проблем связаны с тем, что длительное время индустрии просто не существовало: на это еще накладываются постоянные пертурбации рынка. Я не пытаюсь никого оправдать в данном случае, просто объясняю – это разные условия среды. Фактически все наши компании зависят не от успешности их длительной стратегии развития, а только от того, преуспеет ли один их фильм или нет. А это тупик. Мы находимся на стадии эмбрионального развития кинопроизводственного рынка, нам предстоит еще определиться, кто мы – часть международного копроизводства, либо же мы по-прежнему рынок во многом изолированный, ориентирующийся только на свои возможности и обреченный вертеться вокруг государственных денег и двух-трех жанров, предпочтение которых диктует большинство кинозрителей – молодые люди от 14 до 21 года. – По поводу дистрибуции: что думаете о перспективе онлайн-видеоканала?
– В A Company уже есть filmclick.hu – очень популярный венгерский портал video on demand. Команда гендиректора Александра ван Дульмена будет его развивать в Центральной и Восточной Европе и адаптировать в том числе и для российского рынка. – Это будет альтернатива Now.ru [on-line кинотеатр «Газпом-медиа»]? – Нет, никакая это не альтернатива. Таких площадок очень много, а будет еще больше. Filmclick – это, прежде всего, огромная библиотека очень привлекательных американских фильмов. Но в ближайшее время мы выйдем с еще одним проектом, который будет конкурировать в том числе и с now.ru. – То есть онлайн-дистрибуцией AR Films тоже будет заниматься? – Стратегически я верю в то, что дистрибуция в цифровой среде заменит все, что сейчас связано с DVD, – это естественный процесс. Самое главное, конечно, найти правильную модель, которая удовлетворит массового потребителя. – А вы в какую модель верите: платный контент или реклама?
– Я не очень верю в платный контент. – Вы сказали, что остаетесь в кино. А с телевидением какие теперь отношения?
– Я продолжаю работать с ведущими телеканалами. На канале «Россия 1» скоро выходит новый фильм «Нон-Стоп Продакшн» – «Достоевский», а осенью состоится премьера «Белой гвардии». – Как вы оцениваете опыт работы с «Пятым каналом»? Вам все-таки не удалось довести до конца этот проект.
– Не удалось. Тем не менее, на канал обратили внимание. Было несколько любопытных проектов – «Суд времени», «Картина маслом» с Дмитрием Быковым. Я верю в телевидение содержательное, вменяемое и внятное. Только не подумайте, что я в восторге от всего, что мы делали на «Пятом». Я просто считаю, что телевизионные каналы делают годами. Мы работали там месяцев девять, а, например, ТНТ, в той менеджерской композиции, в которой он добился успеха, работал 9 лет. Я надеюсь, все, что мы сделали, было на пользу «Пятому каналу». – Вы смотрели «Generation P»? Что думаете?
– Не смотрел в законченном виде. Поэтому позволю себе сказать, что такого рода фильмы должны выходить в период пика популярности книжки. Сама по себе книжка была очень актуальна в 90-х, в начале нулевых еще бы работала, но, на мой взгляд, не в сегодняшней реальности мира, в котором ни выборов, ни медийных каких-то манипуляций в том виде, в котором это существовало в 90-х, уже, пожалуй, нет. – А почему ни один крупный телеканал, ни один крупный спонсор не принял участия в финансировании этого проекта?
– Не знаю, но они приходили и ко мне. Там очень сложная и мутная схема финансирования, много участников, в том числе и крупных. Это мне не было интересно, но я в любом случае желаю этому, как и любому другому российскому фильму, удачи.