Фото: REUTERS/Gonzalo Fuentes

После нескольких недель, когда повышенное внимание инвесторов сдвинулось к проблемным европейским странам и обсуждениям планов по их спасению, в фокусе вновь оказались потенциальные кандидаты на вылет из клуба государств с высшим кредитным рейтингом. В августе это были США, сейчас на повестке дня разжалование Франции. Сегодня ночью S&P опубликовало отчет по европейским кредитным рейтингам, в котором достаточно четко прописано, что в ближайшее время высший кредитный рейтинг Франции может быть понижен, а уже порезанные рейтинги Испании, Италии, Ирландии и Португалии снизятся на одну–две ступеньки. Несколько дней назад Moody’s снизило рейтинг Испании и достаточно негативно отозвалось про ситуацию во Франции. Основными причинами для снижения оценок кредитного качества называют: снижение экономического роста в Европе вообще и во Франции в частности, необходимость срочной рекапитализации банков в случае дефолта Греции (национализация Dexia уже пробила дыру и в без того дефицитном бюджете), а также неспособность навести бюджетную дисциплину. Франция уже давно имеет худшие показатели финансовой устойчивости из стран с ААА, страна не видела бюджетного профицита аж с 1974 года (для сравнения – США были в профиците последний раз в 2001 году). С другой стороны, демография во Франции – едва ли не лучшая среди крупных европейских стран, а налоговая система работает лучше, чем у большинства соседей. Проблемы, в основном, на стороне расходов, – но социальные выплаты и трудовое законодательство также оставляют пространство для менее болезненных, чем в других государствах, ограничений. Само по себе снижение рейтинга вряд ли скажется на доходностях французских облигаций. В конце концов, кредитная история, тянущаяся еще со времен Наполеона, – которую не нарушили ни франко-прусская, ни две мировых войны, – фактор, который для инвесторов не менее важен, чем текущее состояние бюджета. Более того, почти 90% держателей французского долга – отечественные банки, пенсионные фонды и, описанные еще у Дюма, рантье. Поэтому, ожидать массовых продаж в итальянском или испанском стиле не приходится. Более того: как и у Швеции, Австралии и Канады, которые теряли ААА и впоследствии восстанавливали его, – дорога назад не закрыта. Проблемы Франции будут скорее политического свойства – в силу остатков ее внешнеполитических амбиций и больших выборов весной и летом этого года. При снижении рейтинга, из слабейшей из сильных стран Франция немедленно оказывается в положении сильнейшей среди слабых. Это ослабит ее статус и авторитет на европейских переговорах о расшивке долгового кризиса. Германия, в силу известных исторических причин, старается не выступать с жесткими предложениями в одиночку, а страны Бенилюкса и Финляндия не сопоставимы с ней по экономическому весу и политическому авторитету. Без Франции европейская жизнь Меркель и Шойбле будет на порядок сложнее. Оглядка на рейтинговые агентства урежет и французские возможности по участию в программах по стабилизации европейских финансов и может изменить ее позиции в ходе текущих переговоров, – а задержка решений скорее всего вызовет цепную реакцию в южной Европе. Франция до сих пор является гарантом стабильности и координатором валютного союза для Западной и Центральной Африки – вплоть до администрирования единой валютой региона – франком CFA – из Парижа. Ослабление основного патрона может бросить и эту часть континента в китайские объятия. Наконец, в этом году Франции предстоят выборы и Президента, и Национального Собрания. Перспективы Саркози на этих выборах, мягко говоря, неочевидны, и потеря рейтинга может стоить ему Елисейского дворца. С другой стороны, социалисты у власти могут более качественно проводить жесткие реформы, у них есть (хотя и давний) опыт массовой национализации банков (1981–1986 годы) с последующей приватизацией. И главный финансист социалистической партии, проштрафившийся на аморалке Стросс-Кан – может оказаться в кресле премьера из-за ожидаемых действий проклинаемых в европейских столицах рейтинговых агентств.