Фото ИТАР-ТАСС/ Денис Кожевников

Смотрите, есть город Екатеринбург, он разбит на несколько территориальных групп, и по некоторым из них по спискам «Единой России» идут кандидаты, угодные городской администрации, а по другим – кандидаты, продвигаемые областной администрацией. Прохождение тех или иных кандидатов зависит тогда в первую очередь не от общего результата партии власти, а от соотношения результатов между территориальными группами, поэтому в день голосования городские власти сажают городских бюджетников в заранее заготовленные автобусы и везут их на определенные участки на территории нужных, «городских», округов (естественно, до того бюджетников заставляют взять открепительные). Областные власти делают то же самое со «своими» бюджетниками (их, впрочем, гораздо меньше). Перемещаемый человеческий ресурс весьма значителен (на выборах 4 декабря только наблюдатели «Голоса» зафиксировали 30 автобусов, которые были задействованы в подвозе), поэтому борьба за него принимает, зачастую, крайние формы: на выборах в Областную Думу в марте 2010 года два больших автобуса с бюджетниками заблокировали «десятки» без номеров, порезали все шины и скрылись.

Часть депутатов Законодательного собрания Свердловской области и раньше избиралась по партийным спискам, но лишь полтора года тому назад впервые область перешла от «плоских списков» к системе с территориальными группами. Другими словами, есть общеобластная часть списка кандидатов, и есть территориальные группы, мандаты между которыми распределяются в зависимости от результата партии в данном конкретном избирательном округе. В теории, идея была в том, чтобы создать хоть какую-то связь между избираемыми по спискам кандидатами и их избирателями. На практике последствия оказались совершенно неожиданными – на выборах расцвела «торговля черным деревом».
Впрочем, привезти бюджетников в нужный округ – это полдела. Естественно, еще нужно сделать так, чтобы там они по своим открепительным удостоверениям проголосовали правильно. Конечно, идет предварительная обработка и накачка и на предприятиях, и по ходу автобусной поездки тоже; но этого мало – людям надо дать понять, что результаты их голосования будут обязательно проверены. Для этого в последние годы в Екатеринбурге применяется еще одна инновационная предвыборная технология, которая заключается в организации избирательных участков на территории торгово-развлекательных центров. Председатель Облизбиркома Мостовщиков объясняет каждый год: «Ну как же, ведь многие люди в воскресенье едут в торговые центры на весь день и поэтому не могут проголосовать по месту жительства, а мы даем им такую возможность!» Ага, конечно – по нашему городу гуляют толпы шопоголиков-выборофилов, которые одновременно не могут прожить без того, чтобы время с 8 до 20 часов в воскресенье провести в торгово-развлекательном центре и, одновременно, обязательно принять участие в выборах, взяв для этого предварительно открепительное в своей УИК!
И вот здесь мы подходим, наконец, к главному – к тому, ради чего писалась эта колонка. Можно совершенно достоверно утверждать, что все без исключения голосующие на участках в торговых центрах – это только лишь специально привезенные туда бюджетники, предварительно напуганные как следует. Можно совершенно достоверно утверждать, что функционирование этих участков обусловлено одной только целью – перераспределением голосов между территориальными группами на региональных выборах. (В Екатеринбурге – несколько десятков торговых центров и 7 районов, каждому из которых соответствует одна территориальная группа. Участков в торговых центрах было открыто 4, из них 3 – в Верх-Исетском районе, по которому идет «городской» единоросс Никифоров). Оснащение этих специальных участков – под стать их назначению: кабинки не закрываются, списки кандидатов размещены так, что к ним нельзя подойти, и так далее. На участках в течение всего дня огромные очереди, автобусы снуют без перерыва.
Так вот, главное: в среднем по Екатеринбургу «Единая Россия» набрала 25,6% голосов (самый низкий результат среди городов-миллионников), а на четырех участках в торговых центрах – гораздо больше… но меньше 60% голосов! От 45 до 58%, от участка к участку. Другими словами, почти половина из тех людей, которых туда подвозили автобусами, в основном это младший медперсонал больниц, нянечки из детских садов, рядовые сотрудники районных администраций и прочие нищие, забитые и обездоленные люди, полностью зависимые от начальства, – почти половина из них приехала на этих автобусах с фигой в кармане, и, не побоявшись ничего, эту фигу показала.