Подводя итоги прошедшего 2011 г., практически никто из аналитиков телекоммуникационного рынка не обратил внимания на событие, которому, возможно, предстоит стать знаковым и определяющим для отрасли на несколько ближайших лет вперед. В конце октября прошлого года в один и тот же день совершенно независимо друг от друга два оператора – «Мегафон» и «ГорКом» – запустили сервисы домашнего видеонаблюдения. И это начало нового тренда. 

Суть предложений: у абонента в доме устанавливается одна или несколько видеокамер, по скоростным IP-каналам подключенных к видеосерверу на площадке оператора. Авторизовавшись на этом видеосервере, пользователь получает возможность посмотреть, что происходит у него дома в данный момент или ознакомиться с архивом видеозаписей. Кроме того, доступна опция SMS-оповещения о движении в кадре – это позволяет, например, мгновенно узнать о проникновении в пустую квартиру злоумышленников. Охранными функциями возможное применение услуги не ограничивается: можно проконтролировать, не обижает ли детей нанятая няня и не шарит ли по шкафам приходящая домработница. Можно навести камеру на припаркованный под окнами автомобиль и в случае чего знать, кто оставил царапину на крыле или помял бампер. Для всего этого достаточно иметь скоростной доступ в интернет и любое подключенное к нему устройство, будь то компьютер, ноутбук, планшетник или смартфон.

Различия между предложениями операторов не так уж и велики: «ГорКом» (использует решение от петербургской компании «Вивотел») взимает от 2500 руб. единовременно за подключение (включая стоимость одной камеры с ее установкой и настройкой), а минимальная абонентская плата составляет 250 руб./мес с учетом стоимости канала. «Мегафон» (решение другой питерской компании «Вьюга Текнолоджи») платы за подключение не берет, и абонентская плата начинается от 180 руб./мес., – но камеру приобретать и настраивать придется самостоятельно, да и за канал дополнительно платить отдельно.

Сама по себе услуга является нишевой, ее перспективы на рынке не очень-то ясны, а платежеспособный спрос пока что, похоже, не очень высок. Массовому рынку подобных операторских услуг только предстоит сформироваться: предлагавшиеся до сих пор решения стоили слишком дорого для рядового потребителя и позиционировались как корпоративные. Скажем, решение, предлагаемое известным вендором видеооборудования, компанией Axis, позволяет дистанционно управлять камерами и разве что кофе в постель не подает. Однако одни только лицензионные отчисления за право пользоваться серверным софтом примерно равны сумме, которую рядовой пользователь готов за подобную услугу платить, – а ведь есть еще затраты на оборудование, каналы и многое другое – не вариант для массового рынка. 

Чтобы подобные услуги стали доступными «человеку с улицы», потребовалось дождаться нынешнего удешевления видеокамер, скоростных цифровых каналов и дискового пространства, необходимого для хранения записей. Ну и разработчиков софта, разумным образом урезавших свои аппетиты (наверное, неслучайно, что оба серверных решения, использованных нашими операторами, не приобретены у слегка зажравшихся мировых вендоров, а имеют российское происхождение).

Без видеоархива, кстати, вся затея теряет смысл, а практичная услуга превращается в легкомысленную игрушку. Компания «Инфолайн» (торговая марка «Смайл») еще несколько лет назад предложила рынку подключение IP-видеокамер с возможностью просмотра картинки через интернет, но очереди из желающих так и не выстроилось. Ведь человек, находящийся на работе или на отдыхе, не сможет следить за монитором 24 часа в сутки, и наверняка пропустит событие, для фиксации которого камера и нужна. 

На первоначальном этапе сдерживающим фактором для потенциального абонента станет опасение, что видеозаписи, сделанные в его квартире, станут доступны посторонним лицам. Смешно всерьез обсуждать подобную опасность с людьми, доверяющими свою переписку Gmail или договаривающимися о встрече с любовницей по мобильному телефону, но и сбрасывать их мнение со счетов было бы ошибкой. Но эта проблема является, все же, надуманной: скажем, тот же «Вивотел», разработавший решение для «ГорКома», предлагает асимметричное шифрование видеоданных, благодаря которому постороннее лицо чисто технически не сможет получить доступ к пользовательской информации.

Дальше некуда?

Почему же операторы хором бросились проявлять столь бурный интерес к новому рынку с пока еще совершенно неясными перспективами (а ведь есть информация, что работу в этом же направлении ведут еще МТС и «ЭР-Телеком»)? Дело в том, что телекоммуникационная отрасль в нынешнем ее виде практически зашла в тупик, лишившись драйверов роста. На протяжении всей своей истории, включая последние десятилетия, она развивалась взрывным образом, причем как интенсивно: за счет постоянного внедрения все новых и новых технологий и услуг, так и экстенсивно – благодаря постоянному росту абонентской базы. 

Благодаря этому владельцы акций телекоммуникационных компаний основные свои прибыли получали не из дивидендов, а за счет постоянного роста их курсовой стоимости, включавшей в себя ожидания будущего роста. Случались и неудачи, заканчивавшиеся порой банкротствами, – но, как правило, чтобы разбогатеть, достаточно было купить пакет акций какого-нибудь перспективного телекома (или нескольких, чтобы хеджировать риски), продержать их у себя несколько лет, а потом продать многократно дороже. И активно идущие сейчас в России процессы слияния и поглощения подчинены той же парадигме: прежние владельцы мелких и средних компаний, собравшие базу абонентов и добившиеся приличных оборотов, продают их с прибылью сотовым операторам «большой тройки» или «Ростелекому». Которые, в свою очередь, консолидируют балансы, включают в годовые отчеты подросшие цифры, и получают на выходе все тот же рост котировок. Если этот процесс прервется, и на горизонте не появится новых перспективных технологий и услуг – рынок мгновенно отреагирует на это обвалом котировок. Телекоммуникационные компании окончательно превратятся из знаменосцев технического прогресса в еще одну отрасль ЖКХ, а зарабатываемые ими деньги, после выплаты зарплат и планового обновления основных фондов, обеспечат рентабельность на уровне какого-нибудь свечного заводика, – из серии «небольшая прибавка к пенсии».

При этом чуть ли не все практические потребности, как бизнеса, так и частных лиц, уже удовлетворены. Звонки откуда угодно куда угодно, быстрая и фактически бесплатная электронная почта вместо бумажной, видеоконференции вместо командировок, мгновенный доступ к любой информации, дистанционный контроль близких людей, покупка товаров без отрыва глютеусов от кресел, заключение сделок – у всех есть все. И появляющиеся новинки относятся исключительно к области развлечений. Рядовой пользователь получает каналы связи с огромной пропускной способностью лишь затем, чтобы его любимый порнофильм скачался не за четверть часа, а за минуту, и не в обычном качестве, а в HD. Целое технологическое направление – мобильное телевидение – разрабатывается и внедряется в надежде на то, что найдется достаточно фанатов, готовых заплатить за просмотр прямой трансляции футбольного матча на экране размером со спичечный коробок, стоя в переполненном автобусе. И так далее.

Но никакие чисто развлекательные услуги, сколь бы новыми они ни были, спасения для отрасли гарантировать не могут. Мало того, что за необходимое платят все и всегда, а за развлечения – только некоторые, так еще и состояние мировой экономики вызывает вопросы. А ведь в непростые кризисные времена, когда домохозяйства стараются снизить расходы, именно на развлечениях и экономят в первую очередь...

Что происходит с драйверами телекоммуникационной отрасли у нас в стране? Рынок мобильной связи давно перезрел, количество активных SIM-карт на руках превысило численность населения. Широкополосный доступ в интернет, в последние годы обеспечивавший наибольший прирост как по деньгам, так и по абонентской базе, в столицах и крупных городах фактически достиг насыщения, и провайдеры, главным образом, переманивают друг у друга уже имеющихся абонентов. В регионах непаханная целина еще осталась, но и там ее все меньше и меньше.

Проклятие трубы

Хуже того, из-за высокой конкуренции среднемесячный доход от одного абонента (ARPU) медленно, но неуклонно снижается. Раньше провайдеры боролись с этим, повышая скорости каналов с сохранением абонентской платы на прежнем уровне. Сегодня, во-первых, достигнут технологический потолок 100 Мбит/с. Во-вторых, практически не существует настолько «тяжелых» задач, которые требовали бы дальнейшего наращивания скорости: и онлайн-радио, и VoIP-телефония, и видеоконференции, и даже онлайновый просмотр фильмов в HD-качестве требуют заметно меньшей полосы пропускания. Вместе с тем, если десять лет назад провайдеры худо-бедно ухитрялись зарабатывать на дополнительных услугах вроде предоставления электронных почтовых ящиков или хостинга домашних страничек пользователей, то сейчас большинство юзеров заводит ящики на Gmail или Mail.ru, а странички – во «ВКонтакте» или Facebook. Получается то, что на отраслевом жаргоне получило название «проклятия трубы»: у оператора покупают канал в интернет, «трубу», которая с каждым месяцем приносит все меньше доходов. А трафик, текущий по этой «трубе», поставляют Skype, Youtube, Facebook, «Яндекс» и другие интернет-сервисы – именно им достаются основные деньги. Еще немного, и придется не только забыть о сказочной маржинальности прошлых лет, но и затягивать пояса потуже.

Поэтому для любого оператора и для всей отрасли в целом изобретение новых востребованных сервисов становится без преувеличения вопросом жизни и смерти. В свое время крайне перспективным способом отъема денег у населения представлялась IP-телефония – но ее в общемировом масштабе практически узурпировал Skype. Много надежд связывалось с коммерческим IPTV, но и из него «серебряной пули» не получилось. Мало того, что далеко не каждый из наших сограждан вообще готов платить за телевизионный контент, а те, кто, все же платит, ограничиваются $3–4 в месяц за «социальные пакеты» (против средних ~$15 в месяц на интернет) – это еще полбеды. Беда же в том, что и тут провайдер выступает в роли «трубы» между телекомпанией и абонентом. Например, «НТВ+» предлагает операторам продавать ее услуги за 15% от доходов, причем закупка необходимого оборудования и все риски ложатся на провайдера.

Есть ли выход?

И домашнее видеонаблюдение в данной ситуации выглядит если не как спасательный круг, то хотя бы как спасительная соломинка: чисто операторская услуга связи в области, до которой еще не добрались крупные корпорации со своими облачными сервисами, причем абонент привязан к кабелю, по которому подключен, – а значит, и к провайдеру. Услуга направлена на удовлетворение базовых потребностей человека: обеспечения безопасности, сохранности имущества, заботы о близких. А значит, спрос на нее должен быть выше и стабильнее, чем на любое развлечение. Услуга, требующая скоростного подключения – а значит, обеспечивающая спросом те самые оптоволоконные каналы, которые провайдеру надо продолжать продавать сейчас, когда спрос на широкополосный доступ уже удовлетворен. Услуга, при которой и источники трафика, и источники денег находятся в сети провайдера, а значит, эти деньги вряд ли утекут в очередной Google или Skype.

Поэтому в самое ближайшее время, независимо от степени коммерческой успешности того или иного проекта, мы будем наблюдать формирование нового массового операторского рынка услуг домашнего видеонаблюдения. И здесь, как на любом принципиально новом рынке, ставить на будущих победителей довольно сложно. Пионеры рискуют, вложившись в пропаганду и разъяснительную работу, за свои деньги проложить дорогу игрокам, которые, вступив в игру позднее, придут на уже подготовленную поляну. С другой стороны, компании, которые переосторожничают и займут излишне выжидательную позицию, успеют только к шапочному разбору. В ситуации, когда в типичном столичном доме присутствуют пять-шесть операторов только кабельного доступа, переманивать абонентов у конкурирующих компаний будет труднее и дороже, чем снять сливки в самом начале нового бума.