Фото ИТАР-ТАСС/ Отто Лакоба
Для меня 23 февраля – очередной выходной день, когда у нас купят больше конфет и алкоголя. Не более того. Всегда складывалось ощущение, что он сделан исключительно в отместку за 8 марта и носит такой же идиотский характер, как все наши официальные праздники.
Любой праздник должен быть хоть как-то мотивирован. Как в языческие времена, когда отмечали вполне конкретные вещи вроде окончания посевной. А у нас одно 4 ноября чего стоит – никто не понимает, что это за праздник, только старики возмущаются, дескать, забрали день Великой социалистической революции. Да вернули бы уж, все равно никто не помнит ни Минина, ни Пожарского, ни соцреволюцию. Похожая ситуация с бывшим Днем Красной армии, ставшим праздником всех мужчин вообще. Хотя, по идее, в этот день надо поздравлять только военных. Вот только популярность военной карьеры у нас такова, что армия – давно уже не массовое явление, а маленький обособленный мирок.
Что дает армия с точки зрения личных качеств? Существует мнение: военная служба помогает развивать качества, полезные для предпринимателей. Объясняется это тем, что среди бизнесменов много людей, имеющих за плечами военную карьеру, особенно в охранном и строительном бизнесе. Но здесь скорее виноваты обстоятельства: бывшие военные – люди преимущественно не этого поколения, а тех, кто начинал в 90-е. Тогда из профессий «вылетало» много самых разных категорий населения: оказались не востребованы не только военные, но и инженеры, ученые. Как ни странно звучит, это очень помогло становлению российского предпринимательства. Потому что даже когда в челночный бизнес пришли организованные люди с жизненным опытом, это очень неплохо подняло его общий уровень. Сейчас ситуация иная: кадров, которые начинают свое дело, потому что голодают, больше нет. Предпринимательством занимаются профессионально, и время «бывших» прошло.
Немало пообщавшись с экс-«вояками», да и по опыту своей службы в армии, могу с уверенностью заявить: военная служба не развивает ничего, что было бы полезно предпринимателю. Наоборот, схема «упал, отжался» ломает предпринимательскую жилку. Особенно это касается умения гибко подходить к бизнес-процессам и подстроиться под клиента. Лично мне служба в армии (я умудрился попасть на год в 1988-м, когда отменили военную кафедру и тут же вернули на место) не дала ничего. Кроме понимания, что это такое. Никогда не забуду, как полковник-командир воинской части по-отечески спросил меня: «Хотел бы служить из армии?» Я из вежливости ответил, что да. Ответом на это было: «Ну и дурак!»
Работа с бывшими военными имеет свою специфику. Они хороши как исполнители в налаженных системах или там, где есть четко поставленные задачи «копать отсюда и до забора». Например, из них получаются неплохие логисты. От отсутствия задач они всегда страдают, в отличие, например, от гуманитариев и даже технарей, которые могут воспринимать некую размытость целей. Посмотрите на современную армию: ее накачивают деньгами, улучшая жилищные, социальные условия, не понимая одного: главное, что ей нужно, – это четкие задачи, точнее, враг. Можно сколько угодно кормить и милицию, и военных, думая, что за это они пойдут защищать тебя от народа в случае, если тот взбунтуется. Ничего подобного – при первом же бунте штыки повернутся в другую сторону. Если мы наращиваем армию и хотим повысить ее патриотизм и профессионализм, нужна регулярная победоносная война.