Политическая реформа, даже в том крайне усеченном варианте, что был предложен президентом в декабре, стала буксовать. Из представленных в Думу трех законопроектов прошел пока лишь один – о регистрации политических партий. Законопроекты о выборах губернаторов и о выборах Госдумы застряли между первым и вторым чтениями. Причем Совет Федерации предложил к закону о выборах губернаторов поправки, полностью или частично его выхолащивающие, работа над реформированием Конституционного собрания так, по сути, и не началась.

Очевидно, что теперь, когда президентские выборы прошли, и протесты поутихли, власти решили несколько сбавить ход либерализации. В случае с губернаторскими выборами это особенно важно, поскольку до их запуска, которое планируется на осень, Кремль хочет почистить ряды региональных глав, избавляясь от слабых и заведомо не проходных, а также обеспечивая себе гарантированный контроль над наиболее важными регионами.
Назначения новых губернаторов, проведенные уже после направления в Думу законопроекта, восстанавливающего прямые их выборы, свидетельствуют о том, что в Кремле до сих пор не понимают, что управленческая гибкость и передача вниз ответственности – это условие выживания системы, а отнюдь не уступка оппозиции. Заметнее всего контраст между заявляемыми намерениями и действиями Кремля проявился в случае Приморского края, где губернатора заменили в канун мартовских выборов. На смену Сергею Дарькину пришел Владимир Миклушевский, человек в регионе новый, присланный из Москвы годом ранее на пост главы федерального университета. Трудно представить себе, что московский специалист из сферы образования сможет взять под реальный контроль мощный регион с полукриминализированной экономикой. Тем более, невозможно представить себе его победу на более или менее реальных выборах, будь они сейчас проведены. По сходной «варяжской» модели прошли замены губернаторов в Архангельске, Волгограде, отчасти Томске.
Закон о выборах губернаторов обещают принять в апреле. Параллельно обсуждается вариант существенной отсрочки вступления его в силу, пока не будут подготовлены соответствующие региональные законы. Но и региональные законы, и «президентский фильтр» мало реализуемы на практике. В региональных политических элитах уже началось брожение, потенциальные кандидаты, включая и нескольких отставленных Кремлем ранее региональных глав, уже демонстрируют свои амбиции и готовятся к кампании.
Четкое заявление о том, что с принятием закона о выборах он уйдет в отставку, сделал пока только один губернатор – пермский Олег Чиркунов. Он же распорядился о быстрейшей подготовке регионального закона о выборах губернатора. Самые первые выборы, которые должны состояться в Новгородской области и, по-видимому, в Пермском крае, могут вызвать лавинообразный эффект. Вслед за пермяками прямых выборов губернатора потребуют в столицах, Екатеринбурге, Иркутске, Самаре, а далее везде.
Уже идет и процесс восстановления прямых выборов мэров, там, где от них отказались. И воскресные выборы в Ярославле показывают, что, во-первых, в новой социально-политической ситуации «чужих выборов» для активной части граждан нет – все выборы они рассматривают, как свои. А, во-вторых, попытки кремлевских политтехнологов противопоставить «недовольной» столице «довольную» провинцию несостоятельны. Похоже, именно муниципальные выборы, причем не только глав, но и депутатов, станут тем реальным делом, которое не даст волне политических протестов уйти без следа до следующего большого электорального цикла. Лермонтов, Черноголовка, Ярославль, Астрахань, Красноярск?
В этой связи особо следует отметить поведение Кремля. Если по отношению к политическим протестам в столицах он занял демонстративно жесткую позицию, стремясь к их маргинализации, то отмашку на продавливание любой ценой нужного результата на местных выборах он не дает, опасаясь взрывов недовольства. Власти на местах идут на выборах на масштабные нарушения, как и раньше, но в случае социальных протестов Кремль уже не готов их покрывать. Особенно показательным может стать прецедент Астрахани, где по результатам откровенно фальсифицированных выборов мэра 4 марта О. Шеин с товарищами организовал голодовку. Это не первый случай, когда у О. Шеина воруют победу, но, похоже, впервые его жесткое сопротивление может принести плоды.
Итак, во многих регионах политические элиты уже вовсю готовятся к губернаторским выборам, и сдержать их не сможет ни желание Центра оттянуть выборы как можно дольше, ни длительность срока полномочий назначенных губернаторов-инкумбентов. Маятник качнулся обратно: но возврат к прямым выборам губернаторов окажется более быстрым, чем это было в 2000-х при движении в противоположную сторону. И именно губернаторские выборы, а не, скажем, регистрация партий, вернут в страну публичную политику, придадут смысл нынешним поверхностным политическим реформам, и запустят модернизацию политической системы.