Фото ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Игорь Евдокимов

«Роснефть» и «Транснефть» предложили Владимиру Путину фактически отказаться от приватизации 20% «Новороссийского морского торгового порта» (НМТП). По их мнению, этот пакет, как и еще 5% акций, находящихся на балансе РЖД, должен достаться «Роснефти». Об этом говорится в письме глав компаний Николая Токарева и Эдуарда Худайнатова председателю правительства. По их мнению, такой вариант «не только обеспечит поступление в бюджет всей рыночной стоимости 20% акций порта», но и будет «гарантировать защиту стратегических интересов России, в том числе по развитию производственных комплексов в порту», пишут главы компаний. Неожиданность этого заявления в том, что до сих пор «Транснефть» поддерживала группу «Сумма» Зиявудина Магомедова. Вместе партнеры на паритетных началах владеют 51% акций порта. При этом фактический контроль над НМТП находится у «Суммы», говорят источники газеты «Коммерсантъ», и группа собирается укрепить его за счет победы на приватизационных торгах. Без этого и при отсутствии поддержки госкомпании Зиявудин Магомедов лишается контроля, превращаясь в миноритария, пусть даже с блокирующим пакетом акций. О том, что блокпакет НМТП должен достаться «Роснефти», еще в феврале Путину писал заместитель председателя правительства Игорь Сечин, аргументируя это тем, что порт является «стратегическим активом».

«Роснефть» готова приобрести госпакет «по цене, определенной независимым оценщиком». В пятницу 20% акций порта стоили $390 млн.
С 2003 года правительство не раз планировало продать свою долю в НМТП, но каждый раз откладывало. Сейчас этот актив стоит в плане приватизации на 2011–2013 гг., основным претендентом на пакет до сих пор считалась группа «Сумма». О том, зачем и кому действительно нужен блокпакет НМТП, говорит глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов:
«Роснефти» акции НМТП не нужны. У компании своих дел и инвестиций столько, что заниматься еще одним большим объектом, мягко говоря, будет сложновато. Новый актив приведет к созданию дополнительной структуры для контроля за этим блокпакетом, что ухудшит структуру управления самой «Роснефти». Кроме того, пока люди внутри такой большой корпорации будут делить полномочия по управлению этим пакетом, они неизбежно перессорятся и изгадят все в самом порту. С точки зрения качества управления – достаточно посмотреть на собственные терминалы «Роснефти»: два в Приморском крае и один в Архангельске. Управляются кое-как. На мой взгляд, для НМТП, как и для любого частного предприятия, самое лучшее развитие событий – это как можно меньшее влияние государства. 

Рыночная стоимость пакета в пятницу составляла около $390 млн. Но это вопрос не биржевой цены, а того, кто и сколько готов заплатить. Лучше всего выставить пакет на аукцион. Тогда мы и узнаем, для кого и сколько он стоит. Увидим, готова ли «Роснефть» его покупать или нет. Но пока речь опять идет о продаже по закрытой схеме. Сама по себе передача госсобственности другому государственному предприятию – нонсенс. Написано, что эти акции стоят в плане по приватизации, то есть пакет должен быть передан в частные руки. В ином случае должен работать другой план, который будет называться, например, «перераспределение между государственными субъектами данного имущества». 

Сомневаюсь, что «Роснефть» рассчитывает таким образом увеличить надежность собственных экспортных поставок. Сейчас у компании никаких проблем нет. За последние двадцать лет не было ни одного случая с перебоями поставок нефти через Новороссийск. Никто никому не мешает работать: оформи телеграмму в «Транснефти» и вези свою нефть, куда хочешь. Все это больше похоже на игры, нежели на реальное желание и понимание того, что надо «Роснефти». Если компании действительно хотелось бы управлять стивидорами, то надо было покупать Туапсинский порт в прошлом году. Каждый квартал государство продает акции Архангельского порта – его никто не покупает, притом, что в Архангельске «Роснефть» занимает почти 100% перевалки нефти и нефтепродуктов».