Flickr.com

Когда был объявлен состав нового кабинета Дмитрия Медведева, первая реакция, пришедшая на ум – чего было так долго тянуть? Можно было бы понять двухнедельную паузу, если бы шли какие-то долгие консультации по формированию «правительства тяжеловесов», с ними велись бы переговоры и т.п. Однако в объявленном составе кабинета доминируют второстепенные технические чиновники, которые по логике работы системы должны по команде «Подъем!» за 45 секунд стоять построенными на плацу, там и консультироваться всерьез не с кем. Были слухи о том, что в правительство звали реальных тяжеловесов: Прохорова, Кириенко – но они вроде как отказались. Я в эту версию слабо верю, потому что в нынешней командно-административной системе – попробуй, откажись, если большой начальник реально тебя куда-то настойчиво зовет. А если не настойчиво, то это значит и не зовет вовсе. Слабо верится и в версию о том, что «реальное руководство» социально-экономической политикой будет осуществляться из администрации президента, куда перешли на роли советников многие бывшие министры путинского кабинета. Те, кто так утверждает, слабо представляет себе реальный бюрократический процесс – у кого под ногтем министерство с тысячей сотрудников, тот и осуществляет руководство. Всякие помощники президента могут, конечно, поручения давать, но будут ли они выполняться – большой вопрос. Это всегда было проблемой, скажем, вице-премьеров в правительстве – статус вроде высокий, а всего народу в подчинении – секретариат в 15 человек, только и успевающий шпынять министерства за то, что все документы готовят не так, как хочет их начальник. В советское время на Старой площади работал реальный параллельный аппарат по управлению страной – в ЦК КПСС функционировали полноценные могущественные отделы, фактически рулившие политикой в самых разных сферах, от культуры до сельского хозяйства. Но тогда и роль Совмина была второстепенной по сравнению с ЦК, никогда не снимавшим с себя полной ответственности за положение дел в стране. Сейчас в администрации президента и близко нет никакой отраслевой структуры, да и не будет. За 20 лет в Кремле сложилась культура управления, полностью вписывающаяся в формулу «Хороший царь – плохие бояре», возлагающая полную ответственность за реальное положение дел в стране на кабинет министров (с возможностью всегда выйти сухими из воды, отправив правительство в отставку и возложив на него все грехи), и традиционно оставляющая президента «над схваткой». Очень трудно предполагать, что эта схема изменится. Отставных министров часто назначали помощниками президента и раньше, практически в 100% случаев это было переходным мостиком к окончательному уходу от дел и крайне редко приводило к появлению реального параллельного центра управления. Нет никаких оснований ожидать, что сейчас будет иначе.

А это значит, что на правительство Медведева по-прежнему ляжет основная нагрузка по части решения повседневных практических проблем госуправления. Грубо говоря, из администрации президента никто не сможет выдавать лицензии на месторождения, росписи бюджетных расходов, директивы по голосованию в советах директоров госкомпаний – это все равно будут делать уполномоченные правительственные органы.
И вот с этим связана большая проблема. Кабинет Медведева, возможно, побьет рекорд в истории российских правительств по числу министров, профессионально далеких от вверенных им сфер деятельности и полностью лишенных публичного профиля. Последнее обстоятельство крайне важно: правительство заступает на работу в крайне сложный период для России, ему придется принимать сложные и порой непопулярные решении. В этой ситуации хорошо бы иметь на министерских постах людей, которые смогут вести нормальный диалог с обществом по вверенным им проблемам, объяснять людям, что они делают, добиваться поддержки своих действий. Мы видели в прошлые годы, что у таких персонажей, как Фурсенко, Голикова, Левитин, ранее Зурабов, это не очень хорошо получалось. 

Сейчас ситуация выглядит вообще фантастически. На массу важных постов назначены какие-то совершенно серые чиновники второго-третьего уровня, которые и сферы деятельности своей часто не знают, и публичного политического опыта не имеют. Судите сами. Начну с близкого мне министерства энергетики. Новый министр Александр Новак не имеет ни дня опыта работы в энергетической сфере, он работал в «Норникеле», был заместителем Хлопонина в Красноярске, последние три года – замминистра финансов. При чем тут энергетика вообще?! Я его видел полтора года назад на конференции в Сан-Франциско, где он невыразительно читал по бумажке какие-то банальности про инвестиционный климат в России. Сомневаюсь, что этот чиновник сможет эффективно руководить политикой в сложной энергетической сфере – тут на одно обучение уйдет масса времени. Времени, которого правительству терять никак нельзя.
Или министр транспорта Максим Соколов. Региональный чиновник средней руки из Санкт-Петербурга, лишь чуть более двух лет назад перебравшийся в Москву. В правительстве Валентины Матвиенко возглавлял «комитет по инвестициям и стратегическим проектам» – многие из этих «стратегических проектов» были убыточными транспортными утопиями типа Орловского тоннеля, которые новый губернатор Полтавченко спешно поотменял. А проблема развития транспортной инфраструктуры в России стоит весьма остро и с учетом масштабов территории страны требует особого уровня профессионализма.
Министр природных ресурсов Сергей Донской – чиновник средней руки времен Трутнева, ничем особо не прославившийся, не имеющий профессионального бэкграунда ни в геологии, ни в природоохранной деятельности – когда-то он возглавлял департамент экономики в Минприроды.

Министра образования и науки Ливанова, бывшего ректора МИСиС, я бы отнес к специалистам в области образования с большим трудом (равно как и к представителям академической науки). Начал он, кстати, с ликвидации Московского горного университета (МГГУ), который мне довелось заканчивать и который теперь волевым решением присоединяют к МИСиСу – большего идиотизма мне как выпускнику МГГУ трудно представить, хорошее начало работы нового министра, нечего сказать.
Бывший глава Чувашии Федоров, автор программы путинского «Народного фронта», назначен министром сельского хозяйства притом, что Чувашия производит менее 1% сельскохозяйственной продукции в России и занимает по этому показателю 38-е место в стране.

Стоит ли говорить про таких зубров, как бывший сурковский подручный по «внутренней политике» Говорун, который будет теперь «развивать регионы», или Мединский во главе Министерства культуры? – тут уж сами комментируйте: где Мединский, и где культура.
Целый ряд других новых министров имеют более подходящий профессиональный багаж, но серьезный дефицит их политического веса, думаю, будет большим препятствием для реализации важных реформ. Это можно сказать про министра труда и соцзащиты Топилина, на плечи которого ляжет пенсионная реформа, или нового молодого министра связи Никифорова, которому придется разбираться с наследием лоббистской борьбы между кланами Реймана и Щеголева. Это в 29-то лет (я был замминистром в 29 лет, представляю себе, что это такое). 

Существенной проблемой для правительства будет вероятный конфликт Минэкономразвития и Минфина. Новый министр экономического развития Андрей Белоусов, вне сомнения, человек квалифицированный, но при этом широко известен как упертый государственник и сторонник государственного стимулирования экономики. А министр финансов Антон Силуанов, скорее всего, будет ориентирован на более консервативную фискальную политику. При этом политический вес Силуанова настолько более низок по сравнению с Кудриным, что Минфин имеет все шансы превратиться под давлением разнообразных лоббистов из структуры, умевшей хоть как-то сопротивляться наращиванию расходов, в механическую чековую книжку правительства. Особенно с учетом того, что экономическое министерство впервые возглавил сторонник «сильной руки государства».
Михаилу Абызову, вопреки прогнозам, не удалось получить в правительстве значимую должность – усилия бывшей «ельцинской семьи» в целом пропали даром. Не очень понятно, что такое «вице-премьер по работе с открытым правительством» и почему на этой должности лучше всего проявит себя человек, в основном известный тем, что был заместителем Анатолия Чубайса в РАО ЕЭС, после завершения реформирования которого чудесным образом оказался собственником значительной части приватизированных ремонтных подразделений бывших энергокомпаний, объединенных под красивым лейблом «Группа Е4». 

Назначение такого правительства – очень рискованный шаг в такой сложной ситуации, в которой сегодня оказалась Россия – номинальное восстановление при низком уровне роста доходов населения, риски новой волны мирового экономического кризиса, не терпящие отлагательств важные преобразования во всех сферах, от образования до пенсий до развития транспортной инфраструктуры. 
В общем, получилась какая-то чересчур пестрая и эклектичная команда со странным составом игроков. Хотя не исключено, что относительно молодой возраст большинства новых министров даст повод для нового ренессанса святой веры в «модернизацию Медведева» (не исключено, что для этого все и делалось). Но однако же стоит предполагать, что первая же серьезная болтанка может развалить эту непрочную «молодежную сборную».

Еще один важный сюжет – судьба Сечина (наверное, ничего не обсуждалось в последние дни так активно, как этот вопрос). Теперь все ясно: Сечина отправили руководить крупнейшей нефтяной госкомпанией «Роснефтью», что многие комментаторы восприняли как сохранение нефтегазового могущества Сечина, хотя на самом деле это – серьезное понижение в статусе. Одно дело, если бы Сечин занял крупный пост в Кремле (или возглавил бы влиятельную силовую структуру) и оттуда продолжал давать руководящие указания многим властным структурам, как он это делал до 2008 года. Другое – работа директором пусть и крупной, но все-таки одной госкомпании, находящимся в непосредственном подчинении Дмитрия Медведева и Аркадия Дворковича, которые, мягко говоря, в особой любви к Сечину замечены не были. Полагаю, некогда могущественному вице-премьеру, потерявшему в последние годы массу важных позиций в советах директоров «Роснефти», «Роснефтегаза», «Интер РАО», придется столкнуться тут с некоторыми сложностями.

Общий вывод такой: вставший у руля кабинет министров – правительство непрофессионалов. У кого-то из них вообще нет понимания работы в своей сфере деятельности и предстоит период обучения, неизбежно идущий в ущерб качеству управления, у кого-то – дефицит политического веса, препятствующий эффективному проведению важных решений во вверенных областях.