Минфин опубликовал на своем сайте законопроект, вводящий гарантийные фонды для НПФ и разрешающий банкам и страховым компаниям управлять пенсионными накоплениями. Сейчас этой деятельностью могут заниматься только пенсионные фонды, имеющие особый статус в рамках закона. Предполагается, что новый закон должен вступить в силу с 1 июля 2013 года. Slon спросил представителей пенсионной индустрии, что они думают об этом: Александр Львов, заместитель исполнительного директора НПФ «ВТБ Пенсионный фонд»:

– Этот закон не стал для нас неожиданностью, он давно ходит по коридорам власти. И все хорошо знают об активности страховых компаний, которые стремятся выйти на пенсионный рынок. Если вы помните, в одном из выступлений Путин говорил, что надо дать доступ к пенсионным деньгам большему количеству институтов для того, чтобы у граждан был выбор. В соответствии с данным законопроектом у граждан появляется выбор. Если раньше пенсионные деньги были тождественны пенсионным фондам, то теперь они будут тождественны пенсионным фондам и страховым компаниям, несмотря на то, что у нас разные законы, которыми мы регулируемся, разные нормативы резервирования, разные обязанности. Но при этом мы будем иметь равные права. Они получат льготы, которые сейчас имеют только НПФы. Для нас это несколько странно, потому что мы некоммерческие организации, а они – коммерческие. У них целью является получение прибыли для акционеров, у нас целью является получение дохода и разнесение его по счетам. Себе же мы можем оставить лишь небольшую часть от дохода. А если у нас права одинаковые, но обязательств у кого-то меньше, то он находится в более выгодном положении. Как они соединят коня и трепетную лань, непонятно. Пускай на рынок приходят страховые компании, но пусть они несут такие же обязательства, как и мы. Сейчас мы должны формировать резерв, а страховые компании нет. Если бы этот новый закон отменил два предыдущих закона – о пенсионных фондах и страховых компаниях, я бы его еще понял. Но он их не отменяет, он как императорская власть в Риме надстраивается над республиканской властью. Олег Колобаев, вице-президент Национальной ассоциации пенсионных фондов:

– В желании привлечь к управлению пенсионными накоплениями другие финансовые институты есть определенное здравое зерно. Я, правда, сомневаюсь в том, что нам сейчас нужно именно это. Прежде всего нам нужно определить понятие пенсионных накоплений и их юридический статус. Уже сейчас существует система, только она плохо работает. Но не потому, что плохо работают фонды, а потому что нет ясной системы инвестирования. Мы увеличим количество участвующих в них субъектов – появятся банки и страховые компании, но надо сделать в первую очередь так, чтобы условия для граждан во всех были одинаковы, а пенсионные права – гарантированы, потому что пенсионные права – это фундаментальные права. Чем больше мы сейчас найдем организаций, которые будут участвовать, тем больше мы будем испытывать трудностей из-за особенностей функционирования организаций – мы будем сталкиваться с тем, что кто-то не может реализовать определенное право, потому что это противоречит закону о банках или закону о страховых компаниях. В этом смысле сначала надо четко определить как формируются пенсионные права, какие из них неотъемлемы, и только после этого можно говорить о том, какие институты способны реализовывать эти права. Кроме того, в этом законопроекте устанавливается, что пенсией можно считать то, что выплачивается не менее 10 лет. Почему 10 лет? Почему не 5? Допустим, человек достаточно сильно болен и понимает, что ему осталось несколько лет, почему он должен свои пенсионные накопления, которые он сам сформировал, раскладывать на 10 лет, а то и больше, а не на 5 лет, которые он знает, что проживет. Он же сам этого хочет. Норма, которая заложена в законе, опирается на представление о том, что через пять лет у человека не окажется накоплений и он начнет требовать с нас. Надо понять разницу между тем, где человек может требовать, а где он делает осознанный выбор. Лишать его такого выбора неправильно. Вообще в этот закон перенесены большинство положений действующего, и это правильно с точки зрения преемственности, но эта вещь, которая требует дополнительного обсуждения в свете создания новой концепции пенсионной системы. Сейчас самое время говорить о фундаментальных вещах.
Анна Ведерникова, руководитель отдела продаж институциональным и государственным клиентам УК «Тройка Диалог»:

– С точки зрения расширения участников, подключение к системе страховых компаний и банков – нормальная западная практика. Мы же стремимся к западному прообразу. Но главный вопрос – сохранение накопительного элемента. Из этого законопроекта не ясно, останется ли он частью обязательного пенсионного страхования. Совершенно однозначно надо менять понятие сохранности и возвратности, в тех рамках, которые установлены сейчас, когда каждый это толкует по-своему, жить нельзя. Поэтому если будут создаваться гарантийные фонды НПФами – прекрасно. Идея хорошая, кто за это будет платить – пока не очень понятно, но по крайней мере, это расширит возможности инвестирования. Если из действующего законодательства уберется понятие сохранности и возвратности, которое толкуется так, что в любой момент времени ты должен отдать не меньше, чем получил, это уже будет большим подарком для всех нас, так как расширит возможности по выбору рискованных и доходных инструментов. Кроме того, пенсионные фонды не могут разносить по счетам отрицательный результат по итогам календарного года. Если хотя бы этот клубок распутается, уберется понятие сохранности и возвратности, вместо этого создадутся гарантийные фонды, тогда уже будет проще.