На прошлой неделе Европейский центробанк (ЕЦБ) объявил о мерах, которые демонстрируют твердую решимость лидеров еврозоны сохранить евро в качестве единой валюты. А это главный политический вопрос, не ответив на который нельзя двигаться вперед.
Ключевое действие ЕЦБ – это абзац, касающийся описания нового механизма выкупа долговых обязательств периферийных экономик еврозоны. Я имею в виду всего лишь одно замечание, а именно, что у этой программы нет никаких изначальных ограничений по размеру. Одна фраза, но, пожалуй, краеугольная. На практике это означает, что спекулянтам на рынке европейского госдолга, фактически, перекрывают кислород.
Теперь они вряд ли будут чувствовать себя уверенно, играя против облигаций Испании, Греции и Италии. Их пыл будет охлажден пониманием того, что ЕЦБ может печатать деньги без всякого лимита, а значит поднимать стоимость облигаций периферийных экономик едва ли будет реально.
Решение ЕЦБ прогнозируемое и в любом случае позитивное. Вообще, Европейский союз – это билет в один конец: у его членов нет другого пути, кроме как построение общего государства. А для этого должен быть создан единый эмиссионный центр, который был бы неограничен в денежной эмиссии. Потому что любое ограничение, особенно, публичных институтов, создает широкий маневр для спекулянтов и развязывает им руки.
И в этом смысле это уже второй шаг. Первый – это выполнение ЕЦБ функций не только монетарного регулятора, но и центра рефинансирования экономики. Наиболее рельефно эта функция проявилась в 2011 году во время развития кризиса еврозоны на фоне долговых проблем Греции. Тогда ЕЦБ активно предоставлял банкам ликвидность, причем на гораздо более длинные сроки (больше года), чем это делает, скажем, Банк России. Это дает возможность европейским кредитным организациям рефинансировать своих клиентов из реального сектора экономики на более приемлемых условиях.
В России же Центробанк готов предоставить деньги банкам на беззалоговых аукционах, но только на очень непродолжительное время. Это позволяет банкам поддерживать свою ликвидность, но не создает основы для рефинансирования экономики.
Согласитесь, это все-таки две большие разницы.
Почему же так происходит?
Специалисты нашего Центробанка не менее, а, пожалуй, даже более профессиональны по сравнению с коллегами из ЕЦБ, и понимают необходимость обеспечения в стране экономического роста. Но все упирается в законодательство. По действующему законодательству, ЦБ не отвечает за показатели ВВП и темпы роста экономики. Его основная задача, кроме банковского надзора, все-таки таргетирование инфляции. Это, безусловно, важно. Все монетарные власти стремятся держать темпы инфляции в приемлемом для экономики коридоре. Но задачи контроля над инфляцией и рост экономики очень часто приходят во взаимное противоречие. А для нашего ЦБ в нынешних условиях финансирование экономики – это шаг в обратную сторону.
Именно поэтому я считаю необходимым изменить законодательство и вменить заботу о росте экономики Центральному банку. Он, на ряду с правительством, должен отвечать за увеличение ВВП страны. Тогда Банк России сможет в полном смысле называться эмиссионным центром и кредитором последней инстанции. Безусловно, это непростые решения, но они должны приниматься. И надо понимать, что от этого напрямую зависит наше с вами благосостояние.
Если возвратиться к действиям ЕЦБ, то я считаю, что банкиры сделали все, что могли. Теперь очередь за политическими решениями, одним из которых, на мой взгляд, должен стать рост ответственности каждой страны за дефицит бюджета. Это требование должно быть закреплено на уровне закона. Чтобы каждое национальное правительство отвечало не только перед своим народом, но и отвечало перед всем Евросоюзом за свои действия в области монетарной и фискальной политики.
При этом должны быть четко оговорены возможные санкции, как материальные, так и политические. Если национальное правительство допускает нарушение экономических нормативов, оно должно уходить в отставку.