Как и предполагалось, российский суд близок к тому, чтобы признать фильм «Невинность мусульман» экстремистским. Ситуация развивается быстрее, чем ожидалось. Генпрокуратура подала соответствующий иск в Тверской суд Москвы, он должен был рассматриваться 1 октября, но Министерство Чечни по национальной политике, печати и информации вместе с Ленинским районным судом города Грозный оказались более расторопными: вынесено промежуточное решение «в качестве обеспечительной меры в виде приостановления распространения видеофильма». После решения Тверского суда – а в том, каким оно будет, сомневаться не приходится - скандальный фильм по закону будет запрещен по всей России

Тут-то и начинается самое важное. До этого провайдеры получали из региональных прокуратур лишь письма с рекомендациями заблокировать своим пользователям доступ к «Невинности мусульман». Юридически это был не запрет, а всего лишь предупреждение в порядке статьи 6 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Некоторые рекомендациям следовали (как в той же Чечне); другие следовали лишь частично, принимали импульсивные решения, но потом отступали; большинство же не предпринимало ничего, ожидая решения суда. 

Теперь это решение есть. И в ближайшие недели будут происходить два параллельных процесса. Во-первых, документы с решением судов получат в российском офисе Google и перенаправят их в США. Как показывает практика блокировки фильма на уровне самого YouTube в других странах, Google предпринимает какие-либо действия в течение одной-двух недель после судебного решения на региональном уровне. Нет весомых причин для того, чтобы интернет-компания отказалась блокировать ролик в своем видеосервисе для российских пользователей. «Если в отношении тех стран, где YouTube локализован, компания Google Inc или ее дочерняя компания YouTube LLC получают решение суда или официальное уведомление, что определенный ролик (с указанием конкретных URL) на YouTube признан в установленном порядке незаконным, то после рассмотрения уведомления компания блокирует ролик на территории этой страны», – уже заявила пресс-секретарь компании в России.

Так уж получилось, что первой страной за пределами исламского мира, где запретили фильм на судебном уровне, стала именно Россия. Радоваться этому или ужасаться, вопрос второй. 

Самое неприятное будет происходить параллельно с работой внутрикорпоративной гугловской бюрократии. Провайдеры уже сейчас обязаны начать повсеместную процедуру блокировки фильма. Механизм блокировки в существующем законе не прописан. Суд запретил «экстремистский материал», а совсем не площадки, на которых он физически размещен. Провайдеры могут в результате пойти по самому простому пути – блокировать доступ ко всему сервису, что уже не раз практиковалось. Вариант простой, но коммерчески тупиковый: интернет без YouTube – это неполноценный интернет и неконкурентоспособная услуга. Кроме того, останутся альтернативные поставщики услуг, которые, воспользовавшись пробелами в законодательстве, будут демонстрировать активность в блокировке конкретных URL-ов, осознавая при этом, что за распространением ролика в видеосервисе им все равно не угнаться. Это будет оправданная игра с законом. Случаев полной блокировки YouTube в ближайшее время (до централизованной блокировки на уровне сервиса) будет больше, но это будет скорее проявлением хаоса, чем системой.

Парадоксально, но упростить эту ситуацию мог бы пресловутый закон о «черных списках сайтов». Вчера поздно вечером Минкомсвязи опубликовало проект постановления правительства, регламентирующий создание реестра сайтов с запрещенным контентом и их последующую блокировку. Если бы разработчики удосужились принять во внимание рекомендации интернет-бизнеса, то уже с 1 ноября можно было бы блокировать экстремистские материалы (признанные таковыми судом) только по URL, не затрагивая IP и домены. Но новый закон лишь породит новый этап сетевого бардака. В реестр будут включаться и доменные имена, и адреса страниц, и сетевые IP-адреса противоправных интернет-ресурсов. Это тупиковая вариативность, которая при этом не обусловлена никакими точными критериями. Какой тип блокировки предпочтительней, будет самостоятельно решать Роскомнадзор.

Вообще, пока вся процедура подготовки закона выглядит как публичное издевательство. До его вступления в силу остался месяц, скоро регламентирующее постановление отправят на согласования по инстанциям, и у представителей рынка остались считаные дни, чтобы предложить хоть какие-нибудь разумные корректировки. Видимо, постановление будет принято в нынешнем виде. 

Вся надежда только на то, что Google примет решение о блокировке «Невинности мусульман» в России в предельно короткие сроки, испугавшись нашего юридического хаоса. Прискорбно на это надеяться, но из двух зол приходится выбирать меньшее.