© museinfo.ci.fsu.edu

На обложке первой интерактивной книги «Аркаим» напечатан номер мобильного телефона автора +7 903 746 1215. Можно, не выходя из магазина, позвонить и послушать сообщение, которое он записал на автоответчик. 

Поговорить, правда, не удастся – автор пропал без вести, дневник опубликовал его друг, получивший рукопись по почте. Перед исчезновением хозяин рукописи успел спрятать золотую статуэтку, которую нашел на археологических раскопках, место он зашифровал в дневнике – и теперь каждый может попытаться ее найти. 

Все это правда. То есть, когда читаешь «Аркаим», так кажется: будто и герои настоящие, и события. Например, автор пишет, что про его находку раструбили в новостях – и ведь действительно, такую статью можно найти на сайте телеканала «Дождь». Или знакомится он с коллекционером, владельцем преуспевающей фирмы, – вы можете зайти на сайт упомянутой компании и даже в офис позвонить. 

Но в действительности все обман. Или, вернее, мистификация создателей проекта, задумавших оживить обычную книгу, напечатанную на бумаге, интерактивной игрой в реальности c призом стоимостью свыше ста пятидесяти тысяч рублей – и переосмыслить, таким образом, одно из самых консервативных изобретений человечества, привлечь к книгам новое поколение людей, которые предпочитают играть, а не читать. Попытка сколь смелая, столь и, кажется, безнадежная – во всяком случае на такую авантюру никогда бы не решился ни один здравомыслящий издатель. Впрочем, наша история не о них.

http://www.youtube.com/embed/KJ9jYh8aRSg

Лидеры рынка никогда не создают подрывные инновации – слишком у них все благополучно, чтобы совершать прыжок в неизвестность. Электрокар Tesla выпускает отнюдь не BMW. Реальный прорыв могут совершить только новички – вот и iPhone изобрела не Nokia. История проекта «Аркаим» несопоставима по масштабу, но в эту схему вписывается. 
Когда Даниил Филин с коллегами из рекламного агентства MOST Creative Club ходил по издательствам и предлагал вместе выпустить книгу-игру, у многих собеседников загорались глаза – но и только. 

«После того как издательство понимало, что надо и поработать, и вложить больше обычного, все начинало буксовать, – говорит Филин. – Хотя все понимали: интерактивная книга – это то, что может выстрелить». 

После года бесплодных мытарств в агентстве решили реализовать идею самостоятельно – из спортивного интереса. Этот интерес разгорелся после того, как MOST еще в 2009 году сделал рекламную кампанию для продвижения мультфильма «Первый отряд». Она основывалась на игре в альтернативной реальности, и создателям тогда удалось использовать в ней передовые цифровые трюки. 
Например, когда зритель смотрел промовидео в интернете, у него вдруг звонил телефон, – а ответив, он слышал у себя в трубке голос героини ролика, которая синхронно произносила те же слова и на видео, будто она ему и звонила. Трюк строился на том, что ссылку в качестве розыгрыша посылал друг, вбив телефонный номер, а видео закольцовывалось, пока человек не снимал трубку (технология сейчас известна под названием «звонок из видео»). После просмотра зритель втягивался в виртуально-реальную игру с другими роликами, фиктивными сайтами, письмами и телефонными звонками.
Жанр alternate reality game, впервые опробованный для продвижения фильма Стивена Спилберга «Искусственный интеллект» в 2001 году, очень вдохновил рекламщиков MOST. «Мы этим заболели и уверены, что за таким форматом – будущее», – признает Филин. Создавать игру оказалось куда интереснее, чем делать стандартные промосайты: простора для фантазии больше, а результат непрогнозируемый – игроки то щелкают головоломки как орехи, то, наоборот, застревают ни с того ни с сего. «Это живой процесс, – добавляет создатель „Аркаима“. – И когда он заканчивается, становится грустно». 

Чтобы грустно не было, агентство MOST и решило развить идею и выпустить целую интерактивную книгу: не для рекламы какого-то бренда, а просто так, в качестве творческого эксперимента. Даниил Филин говорит, что его увлекает идея игрового образования, – а интерактивная книга позволяет заинтересовать чтением новое поколение, которое привыкло больше играть, а не страницы перелистывать.
В качестве темы сюжета взяли историю Аркаима – реально существующего доисторического памятника в Челябинской области. Аркаим показался авторам проекта таким же занимательным объектом, как Стоунхендж, – только не таким раскрученным. «Хотелось поработать с российскими сюжетами, – говорит Филин. – У нас ведь много есть интересного. И не надо считать, что наша история ужасная, ничего нет и только один кровавый режим». 
Фабулу прописали сами издатели, текст написал знакомый литератор. Сделали иллюстрации (они в книге на каждом развороте и содержат немало информации, важной для разгадки головоломки). Подготовили инфраструктуру фиктивных сайтов и телефонных номеров, на которые можно звонить, благо после «Первого отряда» и еще нескольких похожих проектов уже имелся опыт. Наконец, отлили золотую статуэтку – приз тому, кто разгадает головоломку. На все про все – от первых набросков до книги, отпечатанной типографией, – ушло почти два года. 
Книга появилась в продаже в начале осени – авторы проекта договорились о дистрибуции с крупнейшими московскими магазинами и «Озоном». Продвигали на игровых и молодежных интернет-форумах и сообществах. Пока продано две тысячи экземпляров – результат не блестящий, но и не провальный, особенно для непрофессионального издателя, у которого в портфеле только одна книга. На сайте проекта, где читатели обмениваются догадками о том, как найти статуэтку, около 350 комментариев – и в последнее время активность идет на спад, хотя золотая фигурка так и не найдена (впрочем, не все читатели, наверное, готовы делиться своими соображениями с конкурентами в гонке за призом). 
В общем, не скажешь, что идея выстрелила, но и провала, которого боялись другие издатели, отказавшиеся от участия в проекте, не случилось. Творческий результат получился настолько же неоднозначным. Возможность позвонить на телефонные номера, указанные в книге, или даже взломать электронную почту героев, дает совершенно иную степень вовлеченности в повествование – в этом сомнений нет. Но сам рассказ получился довольно ходульным, даже по меркам юношеской приключенческой литературы: интрига толком так и не закручивается, сюжет топчется на месте, подталкиваемый неуклюжими пассажами в духе «кто знает, какие еще опасности ждут нас впереди?» (Справедливости ради заметим, что на «Озоне» книга получила много отзывов, и сплошь хвалебных – что, впрочем, довольно подозрительно.) 

«Это не Булгаков, – признает Даниил. – Но текст вполне самодостаточен – книгу можно читать, даже не обращая внимания на игру».

Корень проблемы, наверное, в продюсерском генезисе проекта, в нем же и главный вызов инновационного формата. Написание книг всегда было интимным процессом – серьезные писатели не привыкли к тому, что им прописывают фабулу и указывают, в каком месте стоит нагрузить текст полезной для молодежи образовательной информацией. Создание интерактивных проектов – будь то на бумаге или айпэде – требует подходов, характерных прежде всего для кино. Нужна работа большой команды и умение сочетать творчество с техническими находками и маркетинговыми выкладками. Чтобы инновация оказалась действительно прорывной и наступило интерактивное будущее, книжной индустрии нужно будет этому научиться.
Авторы «Аркаима» утверждают, что не планировали зарабатывать: думали просто посмотреть, как работает новый формат, и получить опыт, ну и хорошо провести время. Не слишком ли разорительным оказался эксперимент? Считается, что в ноль недорогое издание выходит к трем тысячам тиража – создатели «Аркаима» уже близки к этой отметке (недавно они сменили дистрибутора, чтобы наладить распространение книги). Однако благодаря мистификациям и самой статуэтке себестоимость издания оказалась вдвое выше «обычной» книги – около ста рублей. Исходя из этого, точка безубыточности такого проекта наступает где-то после шести-семи тысяч проданных экземпляров. 
«Когда продадим весь десятитысячный тираж, мы затраты не только окупим, но даже что-то заработаем, – надеется Даниил Филин. – Это будет приятным дополнением ко всем остальным выполненным задачам».