
© Paul N Grech / Flickr.com
Иногда кажется, что инновации – это нечто неуловимое. Причем не только у нас, в России, где их пытаются разводить – но, оказывается, они плохо размножаются в неволе. Даже западные компании, которые имеют долгий и сравнительно удачный опыт разведения инноваций, могут столкнуться с неприятным сюрпризом. Вчера вы были на коне со своим крутым продуктом, однако сегодня его уже передрали конкуренты и, немного обновив, выпустили под своим брендом, откусив у вас долю рынка. И вот вы уже не инновационны и не модны.
Так же быстро, как сам рынок, меняются и всевозможные рейтинги инновационных компаний. Это правило относится и к свежему отчету Boston Consulting Group – одному из самых заметных и влиятельных рейтингов, куда входят 50 главных мировых инноваторов, отбираемых на основе опроса более 1,5 тысяч менеджеров и специалистов (в основном высшего уровня). В последний раз рейтинг выходил в 2010 году, и с тех пор расклад заметно поменялся. Вот основные факты и наблюдения, которые можно почерпнуть из последнего отчета BCG (таблица с результатами приведена в конце текста).
Айтишники сдают позиции. Хотя верхние строчки рейтинга традиционно отошли IT-гигантам во главе с непотопляемыми Apple и Google, реальный сектор расширил представительство по сравнению с прошлыми опросами. Два года назад технологические и телекоммуникационные компании занимали 21 строчку рейтинга из 50, на этот раз – только 15 (минимум с момента запуска проекта BCG в 2005 году). С другой стороны, с 3 до 10 увеличилось в рейтинге количество компаний, занимающихся промышленными продуктами и процессами. Стало больше ритейлеров и производителей потребительских товаров (12 в 2012-м против 10 в 2010 году), а также автомобильных концернов (10 против 8). Инновации чаще ставят во главу угла. Только четверть (24%) опрошенных компаний ставили инновации на первое место среди приоритетов своего бизнеса. Одновременно увеличилось число тех, для кого создание прорывных продуктов стало вторым или третьим по значимости (52%). Значительно больше внимания инновациям стали уделять, в частности, игроки автопрома. Соцсети атакуют. Сильнее всех в рейтинге BCG продвинулся Facebook, который взлетел с низов в первую пятерку (и это несмотря на не очень удачное IPO летом 2012 года). Впервые среди пятидесяти лучших оказался Twitter, а поисковик Google с момента прошлого замера консалтинговой фирмы успел запустить свою социальную сеть Google+. Аутсайдеры. С 2009 года в списке инноваторов ни разу не находилось места для фармацевтической компании. В 2012 году из рейтинга также пропали представители сферы медиа и развлечений. Ну и, само собой, в списке не оказалось ни одной российской компании.
50 самых инновационных компаний мира, 2012 год
Место | Компания | Сдвиг в рейтинге по сравнению с 2010 годом | Отрасль |
1 | Apple | 0 | IT и телеком |
2 | 0 | IT и телеком | |
3 | Samsung | +8 | IT и телеком |
4 | Microsoft | 0 | IT и телеком |
5 | +43 | IT и телеком | |
6 | IBM | -2 | IT и телеком |
7 | Sony | +3 | IT и телеком |
8 | Haier | +20 | Потребрынок и ритейл |
9 | Amazon | -3 | Потребрынок и ритейл |
10 | Hyundai | +12 | Автопром |
11 | Toyota | -6 | Автопром |
12 | Ford | +1 | Автопром |
13 | Kia Motors | Новая в списке | Автопром |
14 | BMW | +4 | Автопром |
15 | Hewlett- Packard | +1 | IT и телеком |
16 | General Electric | +7 | Промышленные продукты и процессы |
17 | Coca-Cola | +2 | Потребрынок и ритейл |
18 | Dell | +17 | IT и телеком |
19 | Intel | -7 | IT и телеком |
20 | Wal-Mart | +1 | Потребрынок и ритейл |
21 | Starbucks | Вернулась в список | Потребрынок и ритейл |
22 | Nissan | Новая в списке | Автопром |
23 | BASF | Новая в списке | Промышленные продукты и процессы |
24 | HTC | +23 | IT и телеком |
25 | Audi | В | Автопром |
26 | Siemens | +8 | Промышленные продукты и процессы |
27 | Lenovo | +3 | IT и телеком |
28 | HSBC | +21 | Финансы |
29 | General Motors | Вернулась в список | Автопром |
30 | Anheuser-Busch InBev | Новая в списке | Потребрынок и ритейл |
31 | SoftBank | Новая в списке | IT и телеком |
32 | Fast Retailing Co. | -5 | Потребрынок и ритейл |
33 | Philips | Вернулась в список | Промышленные продукты и процессы |
34 | Renault | Вернулась в список | Автопром |
35 | Shell | Вернулась в список | Энергетика и экология |
36 | Huawei | Новая в списке | IT и телеком |
37 | Virgin | -13 | Потребрынок и ритейл |
38 | Boeing | Вернулась в список | Промышленные продукты и процессы |
39 | Nike | +7 | Потребрынок и ритейл |
40 | Caterpillar | Новая в списке | Промышленные продукты и процессы |
41 | McDonald's | +12 | Потребрынок и ритейл |
42 | DuPont | Вернулась в список | Промышленные продукты и процессы |
43 | Новая в списке | IT и телеком | |
44 | China Petroleum & Chemical | Новая в списке | Энергетика и экология |
45 | Volkswagen | -30 | Автопром |
46 | Airbus | Новая в списке | Промышленные продукты и процессы |
47 | Tata | -30 | Промышленные продукты и процессы |
48 | Inditex | Вернулась в список | Потребрынок и ритейл |
49 | Procter & Gamble | -24 | Потребрынок и ритейл |
50 | 3M | Вернулась в список | Промышленные продукты и процессы |
Источник: BCG